16.07.2021

АМКУ хочет впустить китайских производителей ж/д колес на украинский рынок

Антимонопольный комитет Украины выявил факт запрета вагоноремонтным подразделениям АО "Укрзализныця" и предприятиям, которые ремонтируют или производят колесные пары грузовых вагонов, но не входят в структуру АО УЗ, использовать цельнокатаные колеса производства двух китайских компаний.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на информацию АМКУ.

В Украине необходимым условием на использование цельнокатаных колес на железнодорожных путях общего пользования является наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ 10791:2016 (ГОСТ 10791-2011). То есть, сертификация - это основной административный барьер, влияющий на возможности входа на этот рынок новых компаний.

Отмечается, что в 2017-2020 годах на этом рынке существовало несколько продавцов (производителей) колес: Группа компаний "Интерпайп"; ООО "МС Трейд Украина", которое действует как торговый представитель ТК "ЕвразХолдинг" (РФ), АО "Виксунский металлургический завод" (РФ) и ТОО "Проммашкомплект" (Казахстан).

Однако в декабре 2020 года государственное предприятие "Днепропетровский орган по сертификации железнодорожного транспорта" отменило действие сертификата для ТОО "Проммашкомплект". В мае 2020 года решением СНБО, введенным в действие указом президента Украины № 184/2020, были введены санкции против АО "Виксунский металлургический завод". А в 2021 году постановлением КМУ № 269 был запрещен до 31 декабря 2021 года ввоз на таможенную территорию Украины цельнокатаных колес из Российской Федерации.

"АМКУ узнал, что в 2020 году "Укрзализныця" направила в адрес своих вагоноремонтных подразделений, а также предприятий по изготовлению или ремонту колесных пар и не входящих в структуру общества факсограму, в которой содержался запрет использовать цельнокатаные колеса производства компаний Maanshan Iron & Steel Co., Ltd (КНР) и Taiyuan Heavy Railway Transit Equipment Co., Ltd (КНР), как таких, которые "не соответствуют ГОСТ 10791: 2016 (ГОСТ 10791-2011)", - говорится в сообщении.

В АМКУ добавили, что оценка соответствия цельнокатаных колес в соответствии с требованиями ГОСТ 10791 относится к полномочиям органов по оценке соответствия. Сейчас это ГП "ГОСЖТ" и ГП "УкрНИИВ".

"Последствиями таких действий "Укрзализныци" является создание искусственного барьера для вхождения на рынок Украины компаний Maanshan Iron & Steel Co., Ltd и Taiyuan Heavy Railway Transit Equipment Co., Ltd., что, по мнению Комитета, содержит признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных действий органа административно-хозяйственного управления и контроля", - считают в АМКУ.

В связи с этим комитет предоставил "Укрзализныце" обязательные для рассмотрения рекомендации: отменить указание о запрете на использование цельнокатаных колес производства компаний Maanshan Iron & Steel и Taiyuan Heavy Railway Transit Equipment при изготовлении, текущем, среднем капитальном ремонте колесных пар, приеме таких колесных пар инспекцией Центра техаудита УЗ, а также при эксплуатации на ж/д под грузовыми вагонами всех форм собственности и всех ж/д администраций, а также уведомить участников рынка о прекращении таких действий.