03.03.2021

Битва за «Тулпар»: сравнение стартовых позиций ТМХ и Stadler

В апреле этого года «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) планирует заключить договор на продажу завода «Тулпар». Победивший в конкурсе «стратегический партнер» возьмет на себя обязательства по поставке в 2022-2029 годах почти 470 пассажирских вагонов разного вида, а также 26 вагонов-электростанций. Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов прокомментировал для Dalainform.kz слабые и сильные стороны участников тендера КТЖ:

«Основной производитель пассажирских вагонов локомотивов на пространстве 1520 - это российский Тверской вагоностроительный завод (входит в ТМХ). В последние 3 года ТВЗ выпускает более 800 вагонов ежегодно. Следует отметить, что благодаря относительно стабильному заказу на продукцию ТВЗ постоянно модернизируется производство и растет его автоматизация, ведется работа по улучшению подвижного состава, в том числе разрабатываются принципиально новые для СНГ концепты и компоновки салона вагонов. Сейчас можно говорить, что ТВЗ является одним из самых современных производств в мире.

Производственная площадка швейцарской компании Stadler в Беларуси производит широкий спектр рельсового подвижного состава, среди которых есть и вагоны локомотивной тяги. Однако в основном Stadler Minsk специализируется на моторвагонном подвижном составе, суммарный объем производства ВЛТ был незначительный – несколько десятков вагонов.

Отдельно стоит отметить казахстанский Тулпар, созданный как совместное предприятие КТЖ и испанской Тальго. Предприятие создавалось в целях обеспечения внутреннего рынка Казахстана современными скоростными вагонами локомотивной тяги. В настоящее время ожидается продажа вагоностроительного завода Тулпар, на данный актив претендуют два игрока - Трансмашхолдинг и Stadler.

Оба холдинга активно развиваются и стремятся выйти на новые рынки сбыта, а качество продукции соответствует современным мировым требованиям.

При этом у Stadler уже есть производственная площадка на пространстве 1520 (Беларусь), которая не полностью загружена. Следует ожидать, что в случае победы швейцарского производителя на казахстанском предприятии будет выполняться минимальное количество технологических операций. Учитывая, что производство вагонов локомотивной тяги является относительно новой сферой деятельности для Stadler, то существует вероятность длительных периодов разработки и устранения «детских болезней» продукции. Основной плюс Stadler - это возможность относительно легко привлекать дополнительное финансирование в силу страны происхождения материнской компании.

ТМХ имеет несколько площадок по производству пассажирского подвижного состава на пространстве 1520. В силу специфики модели управления и загрузки основного производства на ТВЗ, холдинг стремится развивать производственную базу на своих новых площадках. Компетенции востребованы во многих странах мира: ТМХ приобрел завод в Венгрии, который сейчас осуществляет сборку вагонов для поставки в Египет, а долгосрочно будет работать над заказами в Центральной и Восточной Европе.

ТМХ уже владеет несколькими производственными площадками в Казахстане. В результате приобретение «Тулпар» создаст возможности для укрепления кооперационных связей с казахстанскими поставщиками, в том числе комплектующих. Также, учитывая опыт ТМХ по поставкам вагонов локомотивной тяги на пространство 1520, затраты времени на разработку или омологацию продукции для нужд Казахстана будут минимальным, также высока вероятность отсутствия «детских болезней» техники. С учетом долгих лет работы ТМХ в Казахстане можно ожидать и качественную сервисную поддержку поставленной продукции. Международное подразделение ТМХ зарегистрировано в Швейцарии, что дает холдингу доступ к европейским и швейцарским финансовым ресурсам».

Источник: ИПЕМ