29.06.2020

Чем меньше грузовых тележек, тем более инновационный вагон

Евгений Семёнов, исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей»

С учётом современных вызовов вагоностроителями разработана линейка грузовых вагонов перспективных типов, включая универсальные грузовые вагоны с грузоподъёмностью более 80 тонн, в том числе многоосные и сочленённые полувагоны, платформы для перевозки контейнеров с осевой нагрузкой от 25 тс.

Одно из существенных преимуществ сочленённых вагонов заключается в том, что при использовании такой конструкции погонную нагрузку возможно повысить на 23%, а коэффициент тары снизить на 15% без увеличения осевой нагрузки. В итоге полезная масса поезда вырастает на 40%.

Ещё одним важным фактором является уменьшение количества тележек в поезде, что позволяет собственнику обеспечить снижение затрат на содержание подвижного состава, а повышенные гарантийные плечи – безопасность движения.

Действительно прорывной идеей, на наш взгляд, стала технология сменных кузовов. Использование такого подвижного состава с универсальной ходовой частью (составляющей до 70% стоимости вагона) позволит снизить затраты на приобретение и содержание подвижного состава, а также исключить простой вагонов при сезонных перевозках. Хранение кузовов возможно в несколько ярусов, что экономит пространство. Для погрузки/выгрузки сменных кузовов из состава требуется только стандартное оборудование, поскольку кузова оснащены фитингами.

В таком подвижном составе уже сейчас необходимо закладывать возможности использования интеллектуальных систем, включая бортовую телеметрию, электронные тормоза, обеспечивающие повышение ходовых скоростей, то есть то, что мы вкладываем в понятие «умный вагон».

Для увеличения скорости контейнерных перевозок на вагонах-платформах необходимо прорабатывать вопрос с владельцем инфраструктуры, чтобы не получилось, как это было с освоением тяжеловесного движения на Восточном полигоне в части неготовности инфраструктуры принимать осевые нагрузки более 25 тс.

Необходимо переходить на новый этап развития грузового вагоностроения, пора вводить ограничивающие и в дальнейшем заградительные меры по производству морально устаревшего подвижного состава, сдерживающего развитие перевозочного процесса железнодорожным транспортом.

Для унификации вновь разрабатываемых вагонов предлагается создание унифицированной тележки с осевой нагрузкой 25 тс с целью облегчения ремонта в эксплуатации и уменьшения затрат на содержание в ремонтном комплексе оборота запасных частей.

В текущих условиях однозначно необходима поддержка со стороны государства по обеспечению субсидий покупателей грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками, проведения НИОКР в прорывных областях, обеспечивающих системный эффект для всех участников перевозочного процесса, например умных вагонов.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520