30.09.2020

Чтобы сбалансировать парк нужно регулировать объём производства вагонов

Спад в мировой экономике из-за пандемии COVID-19  вызвал сокращение железнодорожных перевозок и снижение производства в металлургическом секторе страны.  По прогнозам экспертов РИА «Рейтинг», снижение производства в металлургии по итогам 2020 года может составить до 10%, а специалисты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) предполагают сокращение выпуска железнодорожных вагонов почти наполовину. Время спада металлурги вынуждены использовать для оптимизации и модернизации производства.

Мировая тенденция сокращения спроса на металл не обошла и Россию.

Исполнительный директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков замечает, что практически все отечественные металлургические компании планируют падение спроса и сокращение инвестиционных программ.

«Максимальное сокращение мощностей произойдёт на ММК, где идёт ремонт на прокатном и доменном производствах, – говорит аналитик. – В марте – мае металлурги многих стран значительно сократили выплавку стали из-за падения спроса, в то время как российские сталелитейщики направили излишки продукции на азиатский рынок, где карантины были менее жёсткие».

По данным СМИ, в начале мая руководство НЛМК объявило о сокращении инвестиционной программы на 20–25%, с ранее запланированных $1,2 млрд до $900–950 млн. «Северсталь» также отказывается от ряда проектов, и её инвестиции снизятся на 15%, с $1,7 млрд до $1,45 млрд. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) сократит вложения на 20% до $700 млн.

В железнодорожном машиностроении, как крупном потребителе металла, сегодня сложилась, пожалуй, наиболее напряжённая ситуация. Это вызвано тем, что на данный момент на сети без работы простаивают уже порядка 100 тыс. вагонов. По данным Объединения производителей железнодорожной техники, за восемь месяцев 2020 года рынок цельнокатаных колёс снизился на 22,6%, боковых рам – на 24,1%, надрессорных балок – на 21,8%.

Ожидается, что восстановление спроса на литьё со стороны производителей несамоходного грузового подвижного состава может занять несколько лет. При этом предприятия продолжают проводить социально ориентированные санитарные меры. В течение 2020 года предполагается снизить количество занятого персонала (преимущественно за счёт административно-хозяйственного и вспомогательного).

В течение последних лет в России наблюдается перепроизводство грузовых вагонов, в том числе наиболее массового типа – полувагонов. Достаточно сказать, что в 2019 году отечественные заводы установили рекорд, перекрыв и достижение всего СССР – почти 80 тыс. грузовых вагонов.

На конец июля, по данным Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», на сети находилось более 1,28 млн единиц, и это на 210,7 тысяч превышает показатель 2017 года.

Как рассказал на круглом столе, проведённом Издательским домом «Гудок», начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Михаил Сапетов, проблема профицита парка, который создаёт технологические риски и неудобства в работе железнодорожного транспорта, обсуждается уже давно. На президиуме Совета операторов железнодорожного транспорта только в 2019 году дважды рассматривался вопрос, какой должен быть общий объём заказов для вагоностроителей, чтобы сбалансировать парк.

«Эти вагоны сегодня мешают иногда даже проехать и организовать выполнение качественных показателей работы железнодорожного транспорта. Не очень прислушиваются к позиции операторов лизинговые структуры, которые продолжали заказывать строительство вагонов на вагоностроительных предприятиях и, соответственно, наращивать профицит», – отметил Михаил Сапетов («Гудок» № 106 от 16.06.2020).

При этом погрузка продолжает снижаться, и за 8 месяцев этого года она уменьшилась на 4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, причём наиболее сильно пострадали как раз те номенклатуры, для которых и требуется большое количество подвижного состава. По расчётам ИПЕМ, железнодорожная транспортная отрасль от снижения перевозок потеряла с марта по июль 86,4 млрд руб. недополученной выручки. ОАО «РЖД» недополучило 28 млрд руб., а операторы 58,4 млрд руб. Операторские компании вынуждены снизить заказы на покупку нового подвижного состава.

Поэтому, по прогнозам ИПЕМ, в 2020 году будет произведено всего порядка 55 тыс. вагонов и на 199 тыс. колёсных дисков меньше. В 2021 году снижение продолжится. Новых вагонов понадобится уже всего около 40,5 тыс., а колёсных дисков ещё меньше на 194 тыс. Ситуация может улучшиться только тогда, когда начнут расти погрузка и перевозки, отмечают эксперты.

Источник: ГУДОК