14.01.2022

Для перевозок удобрений не хватает вагонов-хопперов

Энергетический кризис в Европе привел к закрытию нескольких крупных предприятий, производящих удобрения, так как сырьем для изготовления карбамида, например, служит природный газ. Это привело к дефициту и повышенному спросу на минеральные удобрения и, как следствие, к резкому скачку цен на них.

Например, на начало 2021 года стоимость карбамида на условиях free on board (то есть когда отправка в порт и погрузка на указанное судно является обязанностью продавца) по Балтийскому морю была около $230–250 за метрическую тонну. А с лета она начала бурно расти, и к осеннему сезону цены достигли уже $750 за метрическую тонну и выше. Российские производители удобрений ориентировали свои объемы на экспорт, на фоне этого наблюдался рост поставок в порты России и Финляндии для дальнейшей отправки груза морскими судами.

По итогу, по данным ОАО «РЖД», погрузка химических и минеральных удобрений в прошлом году составила 65 млн т (+3,6%).

Пока рынок удобрений находится на пике и как минимум до весны 2022-го высокие цены на них будут сохраняться. Между тем правительство РФ рассматривает введение ограничения на экспорт данных веществ, чтобы сначала в полной мере обеспечить ими внутренний рынок к началу посевной кампании. Общемировые тенденции потребления удобрений будут и дальше укрепляться, поскольку растет население планеты, а для повышения урожайности без них не обойтись.

На мой взгляд, в течение 2022 года и в последующие периоды увеличится объем перевозок удобрений по железной дороге, так как альтернатив поездам для транспортировки таких грузов просто нет.

Основная проблема, характерная сегодня для перевозок минеральных удобрений, заключается в нехватке специализированного подвижного состава – вагонов-минераловозов, а также в неразвитой инфраструктуре российских портов. Фактически все терминалы в портах РФ и Балтики, приспособленные для перевалки удобрений, принадлежат крупнейшим производителям данных товаров (АО «МХК «ЕвроХим», ПАО «ФосАгро», ПAO «Уралкалий»). Небольшие по масштабу игроки рынка испытывают дефицит портовой инфраструктуры, особенно после запрета отправок через Прибалтику (Литва, Латвия, Эстония).

Светлана Палкина, руководитель отдела Oil&Gas/Fertilizers logistics группы компаний AsstrA

Источник: РЖД-Партнер