31.03.2021

Электронные торговые площадки не имеют перспектив

Анализируя то, как работают электронные площадки и как происходит их наполнение со стороны операторских компаний, мы пришли к выводу, что традиционный формат взаимоотношений между грузоотправителями и операторскими компаниями сохранится навечно.

Если проанализировать практику работы площадок, то к основным причинам, почему они не стали занимать существенное место во взаимоотношениях между грузоотправителями и операторскими компаниями, можно отнести следующие.

Во-первых, рынок очень узкий, в стране 300 операторов и 5000 грузоотправителей. Коммуницировать потребности нет, все уже друг друга знают.

Во-вторых, все нюансы на площадке не учтешь, особенно это касается долгосрочных перевозок. Долгосрочные перевозки вообще несовместимы с форматом электронных площадок.

В-третьих, грузоотправитель в своем портфеле редко имеет больше пяти операторских компаний, а чаще даже меньше. Такое количество операторских компаний вполне может быть обработано в ручном режиме. И нет необходимости цифровизировать или автоматизировать этот вопрос.

Самая популярная площадка, которую очень активно продвигает ОАО «РЖД», – электронная торговая платформа «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). При сопоставлении ставок, которые предлагают операторы, размещенные на этой площадке, с теми, которые размещает АО «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК»), ставки совпадают практически до рубля. Складывается впечатление, что ЭТП ГП является витриной для продаж ФГК.

Полагаю, что ЭТП ГП в перспективе превратится просто в функциональный продукт ФГК. Тем не менее все-таки могут быть внесены какие-то корректировки в формат отношений между грузоотправителями и операторами по части заказа услуг. На сегодня только три операторские компании имеют на своем сайте доступные тарификаторы – ФГК, АО «Русагротранс» и ПАО «ТрансКонтейнер». У «ТрансКонтейнера» лучше всего все организовано, ставки, которые они предоставляют в личном кабинете, соответствуют тем, что имеются при заказе вагона. А анонсированные ставки «Русагротранса» и ФГК могут существенно отличаться от тех ставок, которые ты получишь в процессы переговоров.

Сейчас нарастает потребность создания тарификаторов, когда у каждой операторской компании на сайте будет размещены условия предоставления вагонов – вся стоимость. Сейчас никто массово этим похвастаться не может. Каждый раз приходится запрашивать эту ставку, каждый раз ждать ответа. Конечно, это очень древний способ получения данных.

Завтрашний день – это тарификация операторской компании, которая будет в автоматическом режиме выдавать стоимость предоставления вагонов по заданному маршруту, по типу подвижного состава и т. д. К этому нас также будет стимулировать позиция руководителей компаний-грузовладельцев, потому что грузовладелец тоже хочет понимать, что его в дальнейшем ждет, действительно ли ставки соответствуют анонсированным, или есть темные зоны.

Электронные торговые площадки перспектив не имеют. Помимо уже названных причин, они не устраивают ни грузовладельцев, ни операторов.

Денис Семенкин, заместитель председателя А ОЖдПС

Источник: РЖД-Партнер