16.06.2020

Гордость за родное предприятие

В 1985 году 12 июня в вагоносборочном цехе депо состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию уникального комплекса по ремонту крытых грузовых вагонов и вагоноколесных мастерских. С тех пор в депо подготовлено под погрузку более 700 тыс. вагонов, выполнены капитальный ремонт более 350 тыс. колесных пар, плановые виды ремонта более 75 тыс. вагонов.

Вагонное ремонтное депо Тосно (ВЧДр Тосно) – одно из первых предприятий железнодорожной отрасли, которое проектировалось, строилось и эксплуатировалось в первый год совместно с иностранными специалистами – финской фирмой «Хака», осуществлявшей строительство производственных корпусов, монтаж и отладку оборудования со сдачей их «под ключ».

Сейчас в депо трудится 410 человек, из них 19 с момента его открытия. Например, слесарь по ремонту подвижного состава Алексей Гладких, слесарь-ремонтник Дмитрий Беляшов, машинист крана Лариса Дорош, мастер автоконтрольного пункта по ремонту автотормозного оборудования (АКП) Марина Архипова.

В 1985-м она окончила Ленинградский механический техникум железнодорожного транспорта и попала в депо по распределению. Для молодых ребят устроиться сюда было большой удачей – новое предприятие, импортное оборудование, современные технологии, автоматизированные процессы. Как говорит Марина, «уже тогда в депо все работало по кнопкам». Тогда для молодых специалистов, которые приезжали из разных уголков СССР, построили целый финский городок. В апреле 1985-го, в Тосно приехала по распределению вся группа Марины – 15 человек. Сейчас в депо из группы осталась она и бригадир колесно-роликового участка Светлана Жучкова, остальные одногруппники переехали. В подчинении Архиповой 15 человек и все – мужчины, ведь женщин-мастеров мало, тем более мастеров по ремонту автотормозного оборудования. «Да, дело совсем не женское, но меня так приучили бабушка и мама: нужно трудиться. Я после распределения в работу втянулась, заинтересовалась», – рассказывает Марина. Несмотря на то, что бригада цеха АКП специализируется на тормозах, слесари знают о вагоне все: как устроен и кузов, и ходовая часть, и колеса, и автосцепка, так как образование у каждого – слесарь по ремонту подвижного состава.

В год на предприятии ремонтируют 3000 вагонов, до 10–12 вагонов в день, а колесных пар – около ста. Сначала в депо занимались только крытыми вагонами, а в 2000-е стали работать уже со всеми видами подвижного состава: крытыми вагонами, вагонами-рефрижераторами, вагонами-платформами, полувагонами, хопперами, цистернами. По словам технолога ВЧДр Тосно Павла Артеменко, который работает в депо с 1986 года, из-за того, что «начинка у вагонов одинаковая», обслуживание разных видов подвижного состава отличается только ремонтом кузова. В депо выполняют три его вида: текущий отцепочный, деповской, капитальный. «Внеплановый ремонт осуществляем редко – если сход поезда произошел или эксплуатация была неверной, груз распределили не так или погрузили больше, чем нужно», – объясняет Артеменко. Постановка вагонов на ремонт зависит либо от времени эксплуатации, либо от наработанного километража. Так, в среднем вагоны служат 25–35 лет и через каждые три года они проходят ремонт, либо после 200 тыс. км. Капитальный ремонт выполняется каждые 12–15 лет. «Полувагоны эксплуатируются очень интенсивно, поэтому они могут попадать в ремонт чаще. Так же с колесными парами – все зависит от конкретного участка. Например, в Мурманском регионе рельеф сложный, много кривых, поэтому и колеса там изнашиваются быстрее», – добавляет Павел. За год в депо капитально ремонтируют около 12–15 тыс. колесных пар, а еще осуществляют текущий ремонт 30 тыс. колесных пар. В этом цехе трудится больше ста человек.

Подход к ремонту вагонов в депо стационарно-позиционный: «Приходит к нам вагон. Все, что можно с него снять, снимают и увозят ремонтировать в специализированные цеха, все, что снять нельзя – остается и ремонтируется на месте», – поясняет Павел Артеменко. Бригады поочередно ремонтируют части каждого вагона, перемещаясь от одного к другому в течение смены, которая длится 8 часов или 11,5, в зависимости от графика – 2/2 или 4/4. «Не стану кого-то выделять, так как абсолютно все трудятся с душой, отдаются работе полностью, обращаются за помощью, если встает какой-нибудь вопрос по ремонту», – говорит Артеменко. Все, кто трудится в депо несколько лет, – настоящие профессионалы, знатоки своего дела. Вагоны поступают в депо со всей Октябрьской, основные направления Лужское, Новгородское, Волховстроевское, но большая часть вагонов приходит с Санкт-Петербург-Сортировочный-Московского.

ВЧДр Тосно – передовик по автоматизации процессов и внедрению новых технологий. В 90-е здесь появились компьютеры, в 2000-е специалисты, в том числе Павел Артеменко, разработали базу данных вагонов. С ее помощью легко отследить, где находится каждый вагон и когда наступает срок его ремонта. В этом году депо готовится пройти аттестацию на ремонт инновационных вагонов с кассетными подшипниками. Их гарантийный срок 8 лет, у обычных 3–5. «Вагоны модернизируются, а чтобы их ремонтировать, нужно соответствующее оборудование. В моем цехе обновление было в прошлом году: пришли модернизированные испытательные стенды. Нужно все время учиться, совершенствоваться, соответствовать высокому уровню, который требуют современные технологии», – говорит Марина Архипова.

В депо организован региональный центр по повышению квалификации работников колесно-роликовых цехов. «Мы получили лицензию и можем выдавать дипломы. Используя современные телекоммуникационные технологии, обучаем людей из других городов, а наши сотрудники могут заниматься без отрыва от производства», – говорит Павел Артеменко. В депо развита система наставничества: когда приходит молодой специалист, обязательно его направляет старший. Так, в цех АКП в мае этого года пришел Дмитрий Либерт – слесарь по ремонту подвижного состава третьего разряда, а его наставником стал слесарь пятого разряда Павел Бабушкин. «Мы подопечных на произвол судьбы не бросаем, помогаем первое время, а когда понимаем, что человек готов – отпускаем трудиться самостоятельно», – добавляет Марина Архипова.

Коллектив гордится своим предприятием. «Вот уже 35 лет депо, и оно становится только лучше. Мы желаем ему процветания и долгих лет, чтобы мы развивались и двигались только вперед», – добавляет Марина Архипова.

Источник: РЖД