20.08.2020

Интервью директора Санкт-Петербургского филиала ПГК Павла Ситало

Коронакризис внес свои коррективы во все сферы коммерческой деятельности, и грузоперевозки не стали исключением. О том, как железнодорожным операторам удалось пережить это время, как изменилась отрасль и что ждет клиентов, рассказывает директор Санкт-Петербургского филиала ПАО "Первая Грузовая Компания" (ПГК) Павел Ситало.

- Павел Григорьевич, как вы оцениваете то, что сейчас происходит с железнодорожными перевозками в регионе? Как изменилась структура грузопотока?

- В первом полугодии из-за карантинных мер многие отрасли испытывали сложности. На полигоне Октябрьской железной дороги (ОЖД) снизилась погрузка промышленного сырья, нефти, лесных грузов, химикатов и соды. Но при этом вырос спрос на перевозку строительных материалов и железной руды. Эти тенденции нашли свое отражение и в грузопотоке Санкт-Петербургского филиала ПГК. За семь месяцев текущего года со станций Октябрьской магистрали в наших вагонах было отправлено 1,2 млн тонн строительных грузов, что на 45% выше аналогичного показателя прошлого года. На 3%, до 86 тыс. тонн, выросла погрузка черных металлов, на 42%, до 54 тыс. тонн - лома черных металлов.

Если посмотреть на общие итоги перевозок в регионе, в январе - июле Октябрьская железная дорога (ОЖД) увеличила объем погрузки на 1,1%, до 58,8 млн тонн. Санкт-Петербургский филиал ПГК также сумел сохранить свою клиентскую базу и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нарастил объем погрузки на 0,4%, до 7 млн тонн.

- Что помогло не потерять позиции в период пандемии?

- Несмотря на то, что ПГК перевела сотрудников на удаленный режим работы, мы постоянно были на связи с нашими партнерами, сохранили контроль над всеми рабочими процессами и продолжили следовать одному из главных, на мой взгляд, принципов успешного бизнеса - принципу взаимной выгоды. Основная задача филиала - не только подавать качественный подвижной состав в срок и в нужном объеме, но и планировать оптимальный маршрут перевозки, не создавая дополнительную нагрузку на сеть РЖД. С руководством ОЖД мы работаем над технологическими решениями, которые позволяют оптимизировать процесс перевозок, это выгодно всем. Кроме того, специалисты филиала понимают потребности партнеров и стараются предвосхитить их. Такая совместная работа приносит хороший результат.

- Приведете реальный пример?

- Совместно с компанией "Ленстройкомплектация" (ЛСК) мы реализовали логистическую схему, которая позволила предприятию минимизировать транспортные расходы на порожние рейсы собственных грузовых вагонов, а нам - привлечь дополнительную грузовую базу до 2 тыс. вагонов ежемесячно. Такого синергетического эффекта мы добились, направив порожние полувагоны ЛСК, следующие из Москвы после выгрузки щебня, на попутную загрузку продукцией предприятий группы НЛМК в Белгородской и Липецкой областях. Груженые вагоны возвращаются на Северо-Запад, а затем следуют на производственную площадку ЛСК под новую погрузку щебня. Такая схема дала клиенту возможность снизить транспортные издержки и воспользоваться вагонным ресурсом ПГК для своевременной транспортировки щебня на складские базы в Москве и Подмосковье. Цифры говорят сами за себя: продукция ЛСК за семь месяцев текущего года составила около 70% в общем грузопотоке стройматериалов в вагонах ПГК на ОЖД.

Еще один пример. В начале 2020 года мы организовали для предприятий "Северстали" ежедневный обмен информацией с грузовладельцами о заадресации и подходе вагонов, а также краткосрочное суточное и декадное планирование. Это позволяет контролировать ситуацию в динамике, видеть узкие места и своевременно корректировать план погрузки для минимизации простоев. Продукция "Северстали" занимает 66% в общем объеме погрузки железной руды в вагоны ПГК на ОЖД. Всего в январе - июле Санкт-Петербургский филиал компании перевез 2,9 млн тонн этого вида груза, что на 21% выше аналогичного показателя прошлого года.

- Вы говорите о крупных партнерах, которых принято называть ключевыми. А есть ли в клиентской базе филиала место малому или среднему бизнесу, новым клиентам "с улицы"?

- Безусловно. Несмотря на повышенное внимание к сервисным контрактам, мы готовы обеспечить качественным подвижным составом представителей малого и среднего бизнеса. Приведу в пример опыт по вывозу гранитного щебня из карьеров Карелии в рамках спотовых сделок. В период высокого спроса к нам стали все чаще обращаться с просьбой обеспечить разовый вывоз щебня или организовать подачу подвижного состава несколько раз за сезон. Это нерегулярные перевозки, которые отличаются срочностью и требуют качественного и быстрого взаимодействия с грузоотправителем и РЖД. Судя по тому, что количество обращений от представителей бизнеса, не связанных с ПГК долгосрочными контрактами, выросло на 20%, - клиенты по достоинству оценили сервис и возможности нашей компании.

- Бизнес постепенно возвращается к активной жизни после длительного периода ограничительных мер. Как изменится работа филиала после пандемии?

- Безопасность людей - главное для нас, и ПГК уделяет этому большое внимание. Возвращение в офис будет происходить со строгим соблюдением требований организации безопасной работы. Дистанция, дезинфекция, средства индивидуальной защиты - все это будет обязательным в нашей новой реальности.

Отмечу лишь, что ПГК одной из первой среди российских транспортных компаний перешла на удаленный формат работы. Во многом этот процесс облегчила начатая в компания масштабная цифровая трансформация. Вместе с тем новые условия, в которых нам пришлось работать значительную часть этого года, показали дополнительные ресурсные зоны. Мы пересмотрели многие процессы, ускорили внедрение электронного документооборота, увидели новые возможности для развития цифрового сервиса. Работу в этом направлении, безусловно, продолжим.

- Какие задачи вы ставите перед коллективом до конца 2020 года?

- Выполнение всех обязательств перед нашими партнерами, повышение эффективности бизнес-процессов. Это касается и оперирования вагонным парком, и улучшения клиентского сервиса, и ремонтного блока. Внутри филиала ведется большая работа по повышению производительности каждого сектора. Задача - чтобы эти изменения принесли результат, который можно "потрогать": в цифрах, в виде позитивной обратной связи от клиентов и партнеров.



Источник: ПГК