18.02.2021

Какие меры могут повысить конкурентоспособность железнодорожных перевозок на короткие и средние расстояния?

Ирина Капитанова, и.о. начальника Департамента перевозок промышленных грузов и ТНП Первой грузовой компании (ПАО «ПГК»):
– При перевозке грузов на средние и короткие расстояния железнодорожный транспорт традиционно конкурирует с автомобильным. Выбор заказчиков определяют два основных критерия – сроки доставки и цена. Железная дорога предлагает выгодную стоимость перевозки, сопоставимую с автотранспортом скорость, соблюдает сроки отправки, обеспечивает безопасность груза в пути, независимость от погодных условий. Благодаря развитию системы «Платон», а также усилению контроля на автодорогах в целом и весовых норм в частности борьба между операторами вагонов и автокомпаниями стала более цивилизованной.

Для привлечения дополнительных грузопотоков на железную дорогу участники рынка работают над качеством услуг, предлагают доставку по схеме «от двери до двери» и расширяют использование IT-технологий. Например, уже сейчас весь процесс доставки груза клиенты ПГК могут отследить в «Личном кабинете». Если крытый подвижной состав подан в неудовлетворительном состоянии, они информируют менеджера через приложение «Мобильный репортёр». Кроме того, всё шире используется принцип OTIF («вовремя и в полном объёме»). Для его исполнения операторы часто отправляют поезда по твёрдым ниткам графика, а также используют другие технологические решения, которые позволяют ускорить процесс перевозки.

РЖД, со своей стороны, также стремятся создать комфортные условия для грузоотправителей, например предоставляют дополнительные скидки к тарифам на определённых маршрутах при гарантированном объёме погрузки. Создаются особые условия транспортировки для отдельных видов грузов. Правила стали более простыми, прозрачными и помогают клиентам экономить на тарифе.

Денис Семёнкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава:
– На повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок на короткие и средние расстояния может повлиять снижение тарифов по грузам третьего и второго тарифных классов, склонных к переходу на автотранспорт, создание единой, заранее согласованной перевозчиком базы эскизов, схем и чертежей погрузки грузов. Также разрешение всем путям необщего пользования принимать и отправлять крупнотоннажные контейнеры без специального открытия параграфов.

Наталья Дрыжак, начальник Департамента стратегического маркетинга АО «СГ-транс»:
– Железнодорожный рынок регулируется значительно лучше, чем рынок автоперевозок. Обращаясь к ОАО «РЖД», клиент более точно ориентирован в ценовых условиях на перевозки и сроках доставки груза. В зависимости от бюджетного финансирования есть вероятность введения дополнительных сборов в сегменте автоперевозок.

Конкурентоспособность перевозок по железной дороге могло бы повысить упрощение оформления специальных отправок (например, возможность отправлять короткие контейнерные поезда), что может заинтересовать большее количество клиентов. Расширение возможностей публичной оферты на железной дороге, что позволит снизить бюрократическую нагрузку с розничных клиентов (на сегодняшний день эти клиенты выбирают автотранспорт). Дальнейшее увеличение контейнеризации.

Станислав Станкевич, исполнительный директор ООО «Транс Синергия»:
– Необходимо тарифное регулирование. Когда издавали Прейскурант № 10-01, там искусственно создавались условия, предусматривающие то, что короткие расстояния заведомо будут отданы автотранспорту. Отчасти РЖД сейчас применяют тарифное регулирование, вводя понижающий коэффициент, но это лишь временная мера.

В части контейнеров и конкуренции с автотранспортом особенно важно соблюдать гарантированный срок доставки. То есть железная дорога на коротких плечах должна предусмотреть некие мини-грузовые шаттлы. Необходимы аналоги грузовых экспрессов с определённой станции, например Московского или Санкт-Петербургского узла. На расстояние в 1,5–2 тыс. км могли бы курсировать экспресс-шаттлы, что положительно бы влияло на сроки. В оформлении документов проблем нет. Остаётся улучшить ценообразование и снизить сроки доставки.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис»:
– Обслуживание при помощи технических средств и устройств связи должно всё больше развиваться и быть доступным. Необходимо более упрощённое оформление. Использование таких систем, как биржа вагонов, которая позволяет операторам в онлайн-режиме найти грузы под перевозку либо владельцу груза найти вагоны на ближайшей станции, сможет повысить конкурентоспособность при любом расстоянии. Сейчас система уже частично работает и делает перевозку железнодорожным транспортом более привлекательной. В идеале железная дорога должна работать так, что вошёл на сайт, предложили контейнер для груза, вид отправки – и всё готово. Необходимы системы и приложения, которые позволят сократить время, предоставив быстрый и выгодный вариант отправки.

При перевозках на короткие расстояния помогла бы зарубежная система перевозки. То есть собрать груз на 10 вагонов и сразу же отправить в путь. У нас поступают иначе, выжидают, когда наберётся 70 вагонов, тем самым увеличивая время доставки. Вопрос об отправлении по расписанию в срок небольших партий или ожидание полного собранного состава будет вечным. По моему мнению, на большие расстояния при перевозке массовых грузов, таких как уголь, сыпучие, руда или удобрения, необходима максимальная загрузка. При контейнерных отправках на небольшие расстояния будет достаточно 10–15 вагонов, что значительно ускорит срок доставки.

Источник: ГУДОК