19.05.2020

Металлургам не обломилось

Как выяснил “Ъ”, в правительстве обсуждаются меры поддержки металлургической отрасли, которая столкнулась с целым рядом проблем, от снижения спроса до риска дефицита сырья. Участники рынка предлагают увеличить закупки российских труб для проектов СИБУРа и «Газпрома», но, по мнению экспертов, в реальности такие меры едва ли существенно повлияют на баланс рынка. Рассматриваются варианты ограничения импорта металлопродукции, а также экспорта лома: ломозаготовка в апреле снизилась в разы. Минпромторг собирается включить сегмент в перечень пострадавших от коронавируса.

“Ъ” ознакомился с протоколом совещания, которое Минпромторг в конце апреля провел с участием крупнейших российских металлургических компаний для обсуждения ситуации в отрасли. Как следует из документа, основные поручения, отданные на совещании, касались ломозаготовки. По данным «Русской стали», из-за карантинных мер компании сталкиваются со снижением ломосбора, что влечет дефицит сырья и рост цен.

В итоге отраслевым ассоциациям поручено проанализировать баланс заготовки и потребления. На основе этих материалов департамент металлургии и материалов Минпромторга должен будет подготовить предложения по включению ломозаготовки в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса. В случае необходимости Минпромторг может предложить правительству ввести временный запрет на экспорт лома черных металлов.

По словам Максима Худалова из АКРА, проблемы у ломосборщиков наблюдаются не только в РФ, но и на территории Украины и других стран—экспортеров металлолома. Эксперт не исключает, что в условиях растущего спроса в Турции у отрасли возникнет соблазн увеличить экспорт, что грозит дефицитом этого сырья в России.

«Русская сталь» предложила стимулировать внутренний спрос за счет сохранения инвестиционных программ компаний ТЭКа. В частности, было предложено использовать российские трубы при строительстве Амурского ГХК СИБУРа. Впрочем, отмечает Максим Худалов, для этого проекта в лучшем случае потребуется лишь 200 тыс. тонн труб, при этом возникает вопрос, способна ли отрасль произвести столь специфические трубы. В СИБУРе “Ъ” сказали, что сохраняют фокус «на рациональную локализацию поставок». «Прорабатывая проект Амурского ГХК, мы, безусловно, рассматриваем возможности российского трубного рынка и надеемся, что российские производители предоставят условия не хуже альтернативных зарубежных поставок»,— отметили в компании.

В «Русской стали» заявили “Ъ”, что внутренний спрос может быть поддержан также за счет проектов «Сила Сибири-2» и «Балтийский СПГ» «Газпрома», газохимического комплекса в Усть-Луге, программ по финансированию замены изношенных сетей ЖКХ, по мостостроению, укреплению причальных стенок в портах. Отметим, что эти газовые проекты находятся на начальной стадии: сроки их реализации могут быть скорректированы, а для «Силы Сибири-2» они даже не обозначены.

Есть идеи и по ограничению импорта металлопродукции.

На ЦКК производства украинского «Интерпайпа» действует пошлина в 34,22% — ее действие сейчас временно приостановлено, но в мае департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии заявил, что не видит необходимости продлевать эту приостановку. В «Русской стали» заявили, что сейчас российские производители ЦКК сокращают производство колес из-за отсутствия заказов, вызванного снижением грузооборота и строительства новых вагонов, а также ростом китайского импорта до 150 тыс. колес в год.

Согласно протоколу, Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ, принадлежит «Ренове» и Владимиру и Александру Скорняковым), являющийся вторым по величине в России производителем алюминиевой продукции высокого передела, рассчитывает на заключение контрактов с предприятиями ракетно-космической промышленности и ОПК на поставку своей продукции по принципу take or pay на срок от трех до пяти лет. Эти контракты должны содержать фиксированные условия по выкупу и формулу цены с привязкой к LME.

На КУМЗе не ответили на запрос “Ъ”, однако, судя по протоколу, Минпромторг ждет от завода обоснования предложений, а обсуждение контрактов take or pay продолжится на уровне департаментов министерства, отвечающих за ОПК и авиацию.

Источник: КОММЕРСАНТ