06.03.2020

Минэкономразвития объявило о победе в споре с Украиной о вагонах

Всемирная торговая организация официально утвердила решение по спору России и Украины об украинских вагонах. В Минэкономразвития утверждают, что спор закончился победой России, которой не понадобится ничего менять в регулировании

Орган по разрешению споров Всемирной торговой организации (ВТО) 5 марта в соответствии с регламентом утвердил опубликованное в начале февраля решение Апелляционного органа ВТО по многолетнему спору России и Украины о поставках украинской железнодорожной техники в Россию.

Минэкономразвития, официально представляющее Россию в ВТО, утверждает, что решение апелляционного органа — это явная победа России, поскольку по существу ей не придется ничего менять на своем рынке.

Нарушения со стороны России, касающиеся ограничения на поставку вагонов из Украины и установленные третейской группой, незначительны — их устранение не будет требовать какого-либо существенного изменения политики России в этом вопросе. Об этом сообщила РБК директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова.

Орган по разрешению споров ВТО 5 марта утвердил доклады апелляционного органа и третейской группы по спору, инициированному Украиной против России о поставках вагонов и железнодорожного оборудования. Это ставит точку в споре, который длится с 2015 года.

4 февраля Апелляционный орган опубликовал свое решение. В нем он частично поддержал апелляцию Украины и рекомендовал органу по разрешению споров ВТО потребовать от России привести ограничения на импорт украинского железнодорожного оборудования в соответствие с требованиями международного соглашения по техническим барьерам в торговле. Вместе с тем апелляционный орган установил, что Украина не смогла в полной мере доказать ошибочность предыдущего решения и подтвердить, что Россия неправомочно ограничивала импорт техники с Украины.

«Если смотреть только на выводы Апелляционного органа, которые содержатся на последних страницах, то действительно создается впечатление, что Россия проиграла», — сказала Майорова. Однако «ни по одной из позиций, которые оспаривались Украиной в апелляции, апелляционный орган не нашел нарушений нами (Россией. — РБК) правил ВТО», заявила она.

Устранение нарушений «не повлечет за собой каких-то существенных действий со стороны России», подчеркнула Майорова.

Министерство экономического развития и торговли Украины, представляющее Украину в ВТО, не ответило на запрос РБК. Ранее в украинском Минэкономики заявляли, что анализируют решение ВТО, чтобы определить дальнейшие действия для имплементации Россией рекомендаций и постановлений организации.

В чем суть торгового спора

Украина подала в ВТО иск против России в 2015 году. Поводом стали ограничения, которые, как утверждал Киев, Россия необоснованно ввела на поставки вагонов и стрелочных переводов с ряда украинских предприятий.

Украинский иск был основан на том, что с 2013 года Россия «без достаточных оснований» вводит ограничения на поставку вагонов с Украины, аннулируя соответствующие сертификаты соответствия. Россия аргументировала это претензиями к безопасности железнодорожной техники.

Для украинской вагоностроительной промышленности Россия была крупнейшим рынком сбыта. Согласно статистике ФТС России, в 2013 году стоимость импортированных из Украины грузовых вагонов составила более $1 млрд, а уже годом позже сократилась в шесть раз (до $163 млн). В 2019 году Россия импортировала грузовые вагоны из Украины на сумму $27,4 млн.

ВТО рассмотрела иск и встала на сторону России, после чего Украина обжаловала решение.

Что говорит Минэкономразвития России

Орган по разрешению споров ВТО подтвердил, что систематического ограничения украинской железнодорожной продукции, на которое жаловалась Украина, на российском рынке не существует, отмечается в релизе Минэкономразвития, распространенном 5 марта.

Хотя апелляционный орган оставил без изменений вывод третейской группы о том, что непризнание сертификатов на отдельную продукцию из Украины являлось нарушением Соглашения по техническим барьерам в торговле, это не повлечет за собой изменения основополагающих подходов к работе по сертификации. Кроме того, выявленные нарушения были устранены российской стороной еще в 2018 году.

Третейская группа установила, что российские органы по сертификации недостаточно подробно информировали украинских заявителей о причинах отказов в выдаче сертификатов соответствия. Однако сами причины, по которым небезопасная продукция не могла быть сертифицирована, не были поставлены под сомнение ни третейской группой, ни апелляционным органом.

Апелляционный орган отдельно подчеркнул, что угроза жизни и здоровью представителям власти имеет существенное значение в контексте возможности проведения российскими инспекторами очных проверок на территории Украины.

Ранее Минэкономразвития подчеркивало, что Россия намерена в полной мере и своевременно исполнять решения органа по разрешению споров ВТО в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе. Это «не приведет к допуску небезопасной железнодорожной продукции на территорию Российской Федерации», заявляло ведомство.

Источник: РБК