О функциях и целях экспертной группы СОЖТ по стандартизации и технической политики
Тематика: СОЖТ, ГОСТ
04.12.2020

О функциях и целях экспертной группы СОЖТ по стандартизации и технической политики

Президиум Союза операторов железнодорожного транспорта (СРО СОЖТ) 24 ноября принял решение о создании экспертной группы, которая займется вопросами стандартизации и технической политики. Подробнее об этом нашему порталу рассказал исполнительный директор СРО СОЖТ Алексей Дружинин.

- Для чего было принято решение о создании экспертной группы по вопросам стандартизации и технической политики? Чем займутся члены экспертной группы в первую очередь?

- Совершенствование стандартов – это постоянный процесс. В последнее время вопросы стандартизации в области железнодорожного транспорта выходят на ведущие позиции, как в Российской Федерации, так и на пространствах ЕАЭС и СНГ. По нашим оценкам, ежегодно актуализируется и разрабатывается заново от 30 до 50 государственных и межгосударственных стандартов. Около 50% из этих стандартов касаются конструкции, эксплуатации и ввода в обращение грузовых вагонов и их составных частей. Для Союза крайне важно, чтобы при формировании стандартов, решения принимались взвешенные и сбалансированные, так как анализ некоторых «инициатив» показал, что многие из принимаемых стандартов оказывают серьезное влияние на деятельность компаний, входящих в Союз. Создание экспертной группы при Президиуме Союза позволит обеспечить формирование единой консолидируемой позиции в рамках Союза по вопросам стандартизации и технической политики. К тому же, сейчас идет процесс подготовки изменений в технические регламенты, и считаем, что и здесь для выработки консолидированной позиции операторского сообщества по принимаемым изменениям нам необходим определённый штаб, который бы рассматривал вносимые изменения, оценивал бы их с точки зрения применимости, сбалансированности и актуальности. По этой причине на Президиум было вынесено решение о создании группы экспертов.

Обсуждение стандартов происходит на различных площадках, в том числе некоммерческих партнерств, ассоциаций и объединений. Прежде всего, необходимо настроить взаимодействие с площадками, под эгидой которых происходит разработка указанных документов и их последующее утверждение. Речь идет, например, о некоммерческом партнерстве «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») и техническими комитетами ТК-45 (государственные стандарты ГОСТр) и МТК-524 (межгосударственные стандарты ГОСТ) и их подкомитетами.

- Группа уже сформирована или находится на стадии формирования? Кто и как может в нее войти?

- Предполагается, что экспертная группа будет сформирована из специалистов в области нормативно-технического регулирования. Ее составят не столько юристы, сколько специалисты по сложным техническим вопросам, которые находят своё отражение в стандартах.

По своей структуре, экспертная группа будет представлять собой некое ядро, куда войдут сотрудники из аппарата Союза и операторских компаний. Они будут в целом следить за плановой подготовкой стандартов и за инициативами о внесении изменений, которые появляются. Кандидатуры мы сейчас собираем, потому что решение принято совсем недавно. Однако, уже сейчас нам понятно, что постоянный состав будет небольшим. Вместе с тем, в зависимости от того, на что именно направлено регулирование конкретного стандарта, будем привлекать действующих отраслевых экспертов.

- СРО СОЖТ уже принимала участие в разработке отраслевых стандартов? Госорганы прислушивались к мнению профсообщества?

- Да, Союз выступил инициатором создания, например, Национального стандарта Российской Федерации (Госстандарта России) «Контейнеры грузовые. Термины и определения». Это не единственный пример, когда Союз инициировал создание того или иного стандарта. К тому же, по целому ряду стандартов нас привлекали, и как разработчиков, и как рецензентов. Как правило, госорганы интересуются нашей точкой зрения, что для нас, безусловно, очень важно. В контексте создания экспертной группы, хочу отметить, что у Союза настроен диалог и обратная связь с госорганами, при этом, для Союза важно систематизировать эту работу. Экспертная группа требуется для того, чтобы зная о том, что некий стандарт должен быть разработан, она могла подключиться на стадии подготовки текста и снять или поставить вопросы, которые требуется отрегулировать на этом этапе. Потому что когда стандарт переходит на этап согласования, найти компромиссное решение всегда сложнее. То есть речь идет о системной работе экспертной группы в области стандартизации и технической политики.

- Какие направления деятельности операторов сегодня нуждаются в стандартизации?

- Если речь идет о технической политике, то это процесс постоянный. Возникают новые технологии, которые требуют либо регулирования техрегламентов, либо создания новых. Причем, новых технологий достаточно много, это и IT-решения, и цифровые разработки в области вагонов. Задач в этом плане более чем хватает. Речь также может идти об интеграции наших процессов с отраслевыми. С точки зрения нашего внутреннего рынка операторов - чуть проще, потому что рынок перешел стадию самоорганизации, где определённые стандарты уже сформированы, их просто иногда нужно всего лишь дооформить. А с другой стороны, из-за того, что железнодорожный транспорт пока что является естественной монопольной средой, очень многое базируется не на нормативных правовых актах. Иногда наши правила подстраиваются под требование нормативных актов, а какие-то продиктованы самим рынком. Соответственно, еще одним направлением работы является деятельность со стороны наших коллег из РЖД. Потому что, например, сегодня в отрасли идут интенсивные процессы цифровизации, где основным драйвером и разработчиком является ОАО «РЖД». Союз со своей стороны является участником обсуждений и в дальнейшем процесса подключения к цифровым системам, которые внедряются в РЖД. По сути, это даже является своего рода условием деятельности на рынке.

Источник: СОЖТ