25.05.2021

Влияние облегченной конструкции полувагона на производительность, инфраструктуру, транспортные затраты

Очевидно, что производительность работы оборудования во многом предопределяет экономический рост, успехи в экономике, благосостояние людей и организаций. Железнодорожные перевозки не являются исключением.

Основное место здесь занимает полувагон – наиболее многочисленный среди родов подвижного состава. В структуре грузов, перевозимых в полувагонах, главенствует уголь, как самый массовый в объемах. По статистике доля угля в общем объеме перевозок российских железных дорог занимает около 30%.

Производство полувагонов грузоподъемностью 75 тонн или, как принято их называть, инновационных, является фактором повышения производительности грузовых железнодорожных перевозок. Однако дальнейшее увеличение грузоподъемности полувагона сдерживается неготовностью инфраструктуры выдерживать повышенные нагрузки на полотно железных дорог, мосты и другие инфраструктурные сооружения.

Учитывая масштаб и стоимость работ, которые требуется выполнить для приема на инфраструктуру вагонов с повышенной осевой нагрузкой, возникает традиционный вопрос: что делать?

Полагаю, ответ на него находится в создании облегченной конструкции полувагона, когда за счет снижения веса вагона можно будет перевозить больший вес груза. Недавно один из ведущих российских производителей грузовых вагонов объявил о создании полувагона, вес которого будет на 2 тонны меньше базовой модели. Представляется, что модель будет востребована прежде всего в перевозках угля и железорудного сырья.

Дополнительным фактором актуальности создания полувагона облегченной конструкции являются ограничения пропускной способности инфраструктуры, особенно на ключевом для экспорта угля восточном направлении.

С учетом вышеизложенного значение работы над созданием модели полувагона облегченной конструкции выходит за рамки отраслевого или корпоративного проекта и имеет все основания претендовать на проект государственного значения.

Преимущество проекта состоит еще и в том, что он является платформой, объединяющей интересы грузовладельцев, перевозчика, вагоностроителей. Это тот случай, когда совпадают интересы всех трех ключевых участников перевозочного процесса.

Ускоренное создание модели полувагона облегченной конструкции окажет комплексное влияние на грузовые железнодорожные перевозки, прежде всего угольной продукции, в том числе:

1.    для перевозчика - ослабит инфраструктурные ограничения, создаст условия для сдерживания инвестиций в развитие инфраструктуры, позволит повысить производительность железнодорожного транспорта.
2.    для угольной отрасли - обеспечит поставки угля на внешние рынки, окажет положительное влияние на развитие угледобывающих предприятий, сократит транспортные расходы.
3.    для вагоностроителей - создаст новый импульс для роста заказов на производство полувагонов.

В подходах к созданию модели полувагона облегченной конструкции целесообразно рассмотреть сокращение сроков его службы, когда снижение веса вагона и его влияние на конструкцию компенсируется сокращенными сроками службы вагона и разумеется его пониженной стоимостью.

В целом актуальность создания полувагона облегченной конструкции настолько значима, что его разработка и конструкторская мысль должны выйти за пределы устоявшихся представлений в вагоностроении, сделать невозможное возможным. Успешная реализация проекта окажет кардинальное влияние на развитие транспортной инфраструктуры, пропускные возможности железных дорог, объемы экспорта угольной продукции, затраты на ее перевозку. В выигрыше окажутся все участники транспортного процесса.

Александр Сапронов, директор по логистике АО «СУЭК»

Источник: РЖД-Партнер