11.06.2020

Обновление подвижного состава определено одним из приоритетов Стратегии развития обрабатывающей промышленности

Правительство РФ определило в качестве приоритетных направлений развития транспортного машиностроения модернизацию, техническое переоснащение и обновление подвижного состава всех видов транспорта пассажирского и грузового назначения преимущественно за счет техники отечественного производства. Это закреплено в Стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной 6 июня председателем кабинета министров Михаилом Мишустиным. Документ опубликован на сайте кабмина.

Также в число приоритетных направлений развития транспортного машиностроения вошло стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава нового поколения для обеспечения развития высокоскоростного и тяжеловесного движения, внедрение интеллектуальных систем при эксплуатации грузового подвижного состава («умный вагон»).

Стратегия предусматривает выпуск к 2035 году не менее 4520 грузовых электровозов, не менее 1085 пассажирских электровозов, не менее 2400  грузовых тепловозов, не менее 220 пассажирских тепловозов, не менее 2405 маневровых тепловозов, не менее 874 магистральных газотурбовозов, не менее 874 маневровых газотепловозов, не менее 6650 единиц моторвагонного подвижного состава, не менее 5850 пассажирских вагонов и не менее 650 тыс. грузовых вагонов.

Таким образом, стратегией предусмотрено производство в среднем 40,6 тыс. грузовых вагонов в год (с учетом 2020 года). В настоящее время в России наблюдается профицит грузовых вагонов в размере 18%. Всего на сети, по данным Центральной дирекции управления движением ОАО «Российские железные дороги», находится более 1182,6 тыс. вагонов. По итогам 2019 года в стране был установлен рекорд объема производства грузовых вагонов - 79,6 тыс. штук, сообщал Росстат.

Согласно стратегии, ключевыми целями развития транспортного машиностроения являются обеспечение динамичного развития отрасли благодаря поддержанию доли российских производителей на внутреннем рынке на уровне 92%, обеспечение объемов экспортных поставок на уровне 22% и количества работников, занятых в производстве нового подвижного состава, на уровне 93 тыс. человек к 2035 году.

Кроме транспортного машиностроения, в стратегии рассматриваются направления развития других отраслей обрабатывающей промышленности, а также развития химического и нефтехимического комплекса.

В целом документ предусматривает ускорение технологического развития России, внедрение цифровых технологий в производство и рост конкурентоспособности экспортной продукции. К 2024 году предусматривается увеличение количества компаний отрасли, осуществляющих инновации, до 50% от их общего числа, повышение затрат на цифровизацию до 5,1% от создаваемой валовой добавленной стоимости, рост производительности труда на средних и крупных предприятиях темпами не ниже 5% в год, достижение объёма экспорта промышленной продукции в размере $205 млрд в год, в том числе продукции машиностроения – $60 млрд.

По итогам реализации стратегии рост индекса производства обрабатывающей промышленности должен составить 116% к 2024 году, к 2035 году – 192% (по сравнению с базовым 2019 годом). Это в свою очередь обеспечит опережающее развитие российской экономики, поможет увеличить доходы граждан и снизить уровень бедности, отмечается на сайте Правительства РФ.
Стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года правительство РФ утвердило в 2017 году.

Источник: ГУДОК