02.09.2020

Обратная загрузка выгодна операторам, но не всегда является лучшим решением

В первом приближении попутная загрузка интересна операторам, но существует ряд но, которые стоит учитывать в каждом отдельном случае.

Во-первых, важно выдерживать графиковость перевозки. Иногда ритмичность и оборот вагона, в особенности при маршрутных перевозках, делают попутную погрузку неэффективной.

Во-вторых, имеет существенное значение тип подвижного состава, тип груза и возможные дополнительные действия с вагоном, в частности промывка.
Если данные факторы учитывать и ориентироваться на возможные отклонения от запланированных ранее условий перевозки, то можно отметить общую заинтересованность оператора в попутной загрузке.

Сохраняет ли попутная загрузка свою актуальность в текущей экономической ситуации (сокращение грузовой базы, падение ставок и т. д.)? На этот вопрос нельзя дать однозначный универсальный ответ. Дело в том, что, разумеется, для большинства операторов показатель порожнего пробега вагона является ключевым при оценке эффективности парка и учете затрат. Но в ситуации, когда имеются явные перекосы по наличию или отсутствию погрузки в регионах, нужно не полагаться на возможность попутной загрузки, а больше внимания уделять стратегии управления парком. И здесь глубина планирования, география работы, скорость перемещения вагонов зачастую начнут выходить на передний план. Применение оптимизационных моделей при управлении парком и дополнительных возможностей, которые, в частности, предоставляют агрегаторы вагонов на спотовом рынке, позволят более качественно организовать работу операторской компании. И, соответственно, дать возможность объективного выбора для оператора: или ехать дальше, или искать попутную загрузку, или обеспечивать быстрое перемещение порожнего вагона в регион, где с высокой долей вероятности погрузка будет в ближайшие полтора месяца.

В настоящий момент ОАО «РЖД» обладает максимальным доступом к информации о работе станций, собираемой в первую очередь через ТЦФТО и дирекцию управления движением железных дорог. Перевозчик, в свою очередь, может больше внимания уделять информированию операторов для того, чтобы они могли лучше планировать свою деятельность и, как следствие, повысить качество работы перевозчика. Также в рамках развития тарифной политики более гибко и оперативно реагировать величиной тарифа на порожний пробег и груженый ход в условиях очевидного тренда профицита парка и дефицита погрузки на конкретных маршрутах и по конкретной номенклатуре грузов. Очевидно, что преференции для заказов на электронных площадках тоже станут безусловным драйвером повышения оперативности заказа, графиковости, обеспечения качественного оформления перевозки в электронном виде и возможностью добавить оператору дополнительный электронный ресурс продаж.

Андрей Андреев, заместитель генерального директора Vagonline

Источник: РЖД-Партнер