11.12.2020

Операторы предложили Белоусову способ снизить дефицит инвестплана РЖД

Владельцы крупных железнодорожных операторов на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова, которое состоялось в четверг, 10 декабря, предложили дать им право эксплуатировать локомотивы для перевозки грузов на путях общего пользования — сейчас такое право есть только у монополии. Это, по их версии, поможет сократить ежегодные затраты РЖД на закупку подвижного состава (обновление необходимо для удовлетворения спроса на грузоперевозки) и снизить, таким образом, дефицит инвестпрограммы монополии. На закупку локомотивов для перевозки грузов РЖД ежегодно тратит от 50 млрд до 150 млрд руб. Предложение на совещании озвучили владелец «Первой грузовой компании» (ПГК) Владимир Лисин и представитель «Трансойла» (принадлежит Геннадию Тимченко), рассказали РБК три источника, близких к участникам встречи.

«Мы считаем целесообразным привлечение частных инвестиций в обновление парка тягового состава», — сообщил представитель НЛМК (также принадлежит Владимиру Лисину). При этом компания, по словам собеседника РБК, предлагает допустить использование частных локомотивов на путях РЖД только на немассовых маршрутах, где нет узких мест железнодорожной инфраструктуры.

Представители Белоусова и «Трансойла» отказались от комментариев.

Почему РЖД против открытия доступа

Операторы уже много лет просят РЖД предоставить им право эксплуатировать локомотивы на путях общего пользования. У ряда операторов (у «Трансойла», «Нефтетранссервиса», «Балттранссервиса») собственный парк магистральных локомотивов есть, но они могут эксплуатировать его только на ограниченных направлениях.

Но РЖД выступали против допуска частных компаний на рынок локомотивной тяги, считая, что они заберут себе высокодоходные грузы и выгодные направления. В четверг представитель монополии заявил РБК, что «либерализация тяги (предоставление прав на эксплуатацию локомотивов частным компаниям) неизбежно приведет к снижению эффективности железнодорожного транспорта и создаст дополнительную непроизводительную нагрузку на пропускную способность инфраструктуры, а в конечном итоге приведет к удорожанию перевозки для потребителей услуги».

По словам генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, для операторов рынок локомотивной тяги — это значимый и растущий сегмент в выручке, особенно в условиях снижения арендных ставок на полувагоны и им, конечно, было бы выгодно расширить свое участие в этом бизнесе. Однако Бурмистров напоминает, что для формирования условий для либерализации локомотивной тяги прежде всего необходимо решить давнюю проблему — выделить локомотивную составляющую из тарифа РЖД (тариф монополии включает в себя плату за эксплуатацию локомотива, вагонов и за использование инфраструктуры), чтобы оценить эффективность тех или иных направлений и самого локомотивного бизнеса в целом. При этом сейчас есть и другая более актуальная для грузовладельцев проблема — с маневровыми локомотивами (предназначены для передвижений вагонов на станциях и подъездных путях), парк которых сильно изношен. Было бы оптимальным, чтобы операторское сообщество в первую очередь сфокусировалось бы на этом, считает эксперт.

Какой дефицит инвестпрограммы РЖД

Дефицит инвестпрограммы РЖД до 2025 года составляет 1,2 трлн руб., писал «Коммерсантъ». По данным издания, РЖД планируют покрыть его с помощью господдержки: компания рассчитывает на взнос в уставный капитал в размере 289 млрд руб. в 2022 году, и на 127 млрд и 72 млрд руб. в 2024 и 2025 годах соответственно. Средства от государства поступят монополии, если будет принято решение о необходимости реализации комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ) в полном объеме.

На проблемы финансового планирования монополии недавно обратил внимание и президент Владимир Путин. Во вторник, 8 декабря, на совещании, посвященном инвестпрограмме РЖД, он заявил, что «необходимо определить источники финансирования капитальных расходов в нужном объеме для решения этих задач»: «При этом важно обеспечить, безусловно, и баланс корпоративных финансов. Необходимо избежать чрезмерной долговой нагрузки компании».

На 2020 год РЖД уже скорректировали план закупки тягового подвижного состава из-за падения объемов грузовых перевозок, сообщал журналистам замгендиректора РЖД, начальник дирекции тяги Олег Валинский. Вместо 646 локомотивов компания приобретет 612.

Источник: РБК