10.07.2020

Отчет ПАО «Трансконтейнер» за 2019 год

Обновление парка

В соответствии с одобренными основными направлениями стратегического развития Общество реализовывало мероприятия по обновлению парков подвижного состава, крупнотоннажных контейнеров (КТК), автотранспорта, грузоподъемной техники, компьютерного оборудования: в 2019 г. приобретено5 374 ед. подвижного состава (4 006 ед. – 40-футовые платформы; 1 368 ед. – 80-футовые платформы) и 15 430 ед. КТК (6 750 ед. – 20-футовые КТК; 8 680 ед. – 40-футовые КТК).

Перевозки в специализированных контейнерах

Результаты 2019 г. подтвердили правильность принятого в 2017 г. решения о выделении бизнеса по перевозке грузов в специализированных контейнерах в отдельное юридическое лицо – ООО «СпецТрансКонтейнер». В 2019 г. ООО «СпецТрансКонтейнер» вошло в топ25 крупнейших клиентов ПАО «ТрансКонтейнер». По итогам отчетного года объем перевозок ООО «СпецТрансКонтейнер» составил 20 тыс. ДФЭ. В настоящее время парк танк-контейнеров в оперировании составляет 800 ед. Реализуемая стратегия менеджмента ООО «СпецТрансКонтейнер» обеспечивает баланс между высокими темпами роста и сохранением рентабельности бизнеса. Бизнес-модель ориентирована на получение максимального синергетического эффекта для материнской компании.

Рост конкуренции на рынке железнодорожных контейнерных перевозок

Увеличение спроса на рынке ведет к росту конкуренции в среднесрочной перспективе за счет динамичной закупки подвижного состава существующими игроками, а также выхода на рынок новых игроков.  В краткосрочном периоде это привело к опережающему росту цен на подвижной состав.

В средне- и долгосрочном периоде при переходе рынка в понижательную фазу экономического цикла это может привести к снижению цен операторских

услуг за счет накопления дисбаланса спроса и предложения.
Общество планирует минимизировать влияние данного риска за счет реализации мероприятий по повышению ценовой конкурентоспособности, росту качества клиентского сервиса, повышению эффективности использования подвижного состава, а также взвешенной политики в области приобретения фитинговых платформ с целью обеспечения надлежащего баланса спроса и предложения.

Железнодорожные контейнерные перевозки специализированными контейнерами

Перевозки с использованием специализированных контейнеров являются перспективным направлением деятельности, поскольку позволяют существенно расширить ассортимент контейнерных грузов и повысить контейнеризацию железнодорожных перевозок.
Самый массовый парк специализированных контейнеров в управлении ПАО «ТрансКонтейнер» – термоизолированные контейнеры. Сегмент данных

типов контейнеров был фактически создан Обществом в 2007–2012 гг. Теплоизолированный (изотермический) контейнер-термос модели 22Н5 предназначен для перевозки невентилируемых упакованных (тарированных) скоропортящихся грузов с предельными сроками доставки автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Основная номенклатура: соки, пиво, консервы, вино, рыба, мясо. Парк на сегодня составляет 1 072 ед. Оставшийся предельный срок службы по состоянию на 31.12.2019 – не более трех лет. По мере списания парка объемы перевозок также сокращаются. В 2019 г. объем погрузки составил 8 097 ДФЭ (-10,5% г/г). Дополнительным фактором снижения конкурентоспособности данного вида контейнера является вступление в силу новых Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, в которых фактически отсутствует целый ряд ограничений в отношении
условий осуществления деятельности участников рынка транспортных услуг, что может способствовать уходу грузовой базы на другие виды транспорта.

В 2019 г. Общество продолжило активно развивать перевозки в самом емком сегменте специализированных контейнеров на базе дочернего общества – ООО «СпецТрансКонтейнер». Результаты 2018–2019 гг. подтвердили правильность данного решения.
По итогам 2019 г. объем перевозок наливных грузов и газов в танк-контейнерах вырос на 14% и составил 510 тыс. ДФЭ. Прогноз роста перевозок на 2020 год составляет 565 тыс. ДФЭ (11% к 2019 г.). По итогам 2019 г. объем перевозок ООО «СпецТрансКонтейнер» составил 20 тыс. ДФЭ, или 33% к уровню прошлого года, что выше темпов прироста рынка в 2,8 раза. При этом объем перевозок собственным парком танк-контейнеров вырос почти в 2 раза – с 3,1 тыс. ДФЭ до 6,0 тыс. ДФЭ. Объем перевозок грузов в контейнерах клиента (СОБ/ТК) вырос на 17% – с 12 тыс. ДФЭ до 14 тыс. ДФЭ. Парк в оперировании компании вырос с 200 ед. в 2018 г. до 800 ед. к началу 2020 г.
Бизнес-модель Общества ориентирована на получение максимального синергетического эффекта для материнской компании – ПАО «ТрансКонтейнер». ООО «СпецТрансКонтейнер» в дополнение к целевой бизнес-модели, предусматривающей развитие перевозок собственным парком танк-контейнеров (СТК), активно развивает продажи сервисов материнской компании в сегменте танк-контейнеров при перевозках грузов в контейнерах грузоотправителя (СОБ/ТК). Наработанные компетенции и партнерства
позволяют переключать клиентов на вагоны Общества.

По объему выручки ООО «СпецТрансКонтейнер» вошло в топ-25 крупнейших клиентов ПАО «ТрансКонтейнер». В сегменте перевозок собственным парком танкконтейнеров на сегодня сформирована широкая клиентская база. Планомерное выстраивание долгосрочных отношений с клиентами формирует основания для динамичного и устойчивого роста бизнеса. Общество стало узнаваемым на рынке и зарекомендовало себя в качестве надежного партнера, что привлекает новых клиентов.

Реализуемая стратегия менеджмента ООО «СпецТрансКонтейнер» обеспечивает баланс между высокими темпами роста и сохранением рентабельности бизнеса. По итогам 2019 г. выручка от основного бизнеса составила 606 млн руб., чистая прибыль составила 5,8 млн руб.
 
Парк платформ

По состоянию на 31.12.2019 Общество располагало парком из 30 676 ед. подвижного состава (фитинговых платформ) для перевозки контейнеров, что составляет около 47% всего парка платформ российских собственников (по вместимости).
В связи с ростом спроса на контейнерные перевозки в 2019 г. Общество в течение года проводило закупки новых фитинговых платформ, привлекало фитинговые платформы в аренду и продолжало использовать привлеченный подвижной состав третьих лиц под перевозку контейнеров. Наряду с мероприятиями по повышению эффективности использования подвижного состава это позволило обеспечить растущий клиентский спрос на контейнерные перевозки.

По итогам 2019 г. общее количество платформ в парке Общества увеличилось на 5 374 ед. и составило 30 676 ед., включая платформы, привлеченные в аренду. В течение года было списано 238 ед. 40-футовых и 1 090 ед. 60-футовых платформ. При этом парк пополнился 4 006 ед. 40-футовых платформ и 1 368 ед. и 80-футовых платформ, купленных у производителей, 173 ед. платформ, привлеченными в аренду.
В результате этих изменений доля 40-футовых платформ в парке Общества (по вместимости), используемых преимущественно для контейнерных перевозок грузов с высоким удельным весом, увеличилась с 21,5% в 2018 г. до 27,5% к концу 2019 г., приблизившись к оптимальному значению, соответствующему усредненной структуре грузовой базы контейнерных перевозок на сети РЖД. Доля 80-футовых платформ, оптимальных для перевозок 40-футовых контейнеров, по итогам 2019 г. увеличилась до 49,3% по сравнению с 48,2% на начало отчетного периода (по вместимости).

За счет изменения структуры и размера парка его вместимость увеличилась за год на 12,9% до 90,8 тыс. ДФЭ, средний возраст парка платформ составил 12,7 года по сравнению с 14,3 года в 2018 г.

Парк контейнеров

В 2019 г. весь парк Общества состоял из крупнотоннажных контейнеров, соответствующих международному стандарту ISO. Общество продолжило наращивать свой контейнерный парк на фоне роста объемов контейнерных перевозок. В отчетном году контейнерный парк Общества пополнился 6 750 ед. 20-футовых и 8 680 ед. 40-футовых контейнеров, было списано 1 725 ед.

20-футовых и 161 ед. 40-футовых контейнеров. Парк арендованных контейнеров уменьшился на 338 ед. 40-футовых контейнеров.
В результате по итогам 2019 г. парк контейнеров Общества увеличился на 13 206 ед. и по состоянию на 31.12.2019 составил 83 684 ед.:
- 46 587 ед. 20-футовых контейнеров (в том числе 46 158 собственных и 429 арендованных);

- 37 097 ед. 40-футовых контейнеров (в том числе 37 014 собственных и 83 арендованных).

Средний возраст парка составляет 8,8 года. Общество планирует продолжать обновление контейнерного парка с учетом динамики спроса.

Парк танк-контейнеров в управлении ООО «СпецТрансКонтейнер», дочернего общества ПАО «ТрансКонтейнер», составляет 800 единиц.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520