19.04.2021

Полностью заместить перевозки в крытых вагонах контейнеры не смогут

За последние 10 лет наблюдается устойчивая тенденция к сокращению объемов перевозок грузов в крытых вагонах. Если сравнить объемы 2020 и 2010 гг., снижение составляет около 15 млн т, отмечает начальник управления маркетинга и стратегического развития АО «ФГК» Мария Литвинова.

ФГК: полностью заместить перевозки в крытых вагонах контейнеры не смогут«Это вызвано частичным переходом ряда грузов, перевозимых в крытых вагонах, в сегмент контейнерных перевозок, более привлекательный с точки зрения мультимодальности и тарификации», – поясняет она.

По данным ФГК, основной переход наблюдается по таким номенклатурам грузов, как цветные металлы, химикаты и сода, продовольственные товары. При этом достаточно стабильными остаются объемы перевозок в крытых вагонах бумаги, строительных и лесных грузов.

«В целом в перспективе ожидается сохранение тенденции на контейнеризацию грузов, и это продолжит оказывать негативное давление на объемы перевозок в крытых вагонах, хотя надо отметить, что полностью заместить перевозки в крытых вагонах контейнеры не смогут», – добавляет М. Литвинова.

По итогам прошлого года парк крытых вагонов на сети вырос на 1,6% в сравнении с 2019-м и составил 57,5 тыс. ед. В условиях профицита парка «крытья» участники рынка закупили 4,1 тыс. вагонов, при этом предпочтение отдавалось только большекубовым вагонам. Они пользуются устойчивым спросом у грузоотправителей, более конкурентоспособны в сравнении с малокубовыми и среднекубовыми крытыми вагонами. Кроме того, доходность большекубовых значительно выше.

Выбытие парка с истекшим сроком службы в прошлом году составило 3,2 тыс. вагонов. Как отмечает М. Литвинова, до 2025 года ожидается списание 13 тыс. крытых вагонов, из них 83% составят малокубовые вагоны и 17% – среднекубовые. При этом ожидается сохранение текущего тренда на закупку преимущественно большекубовых крытых вагонов.

«Перевозки универсальных контейнеров в I квартале 2021 года увеличились на 24,4% к аналогичному периоду прошлого года. При этом рост перевозок в крытых вагонах в январе – марте 2021 года составил лишь 0,2%. Если в 2019-м доля контейнеров и крытых вагонов в общем объеме перевозок на сети ОАО «РЖД» была сопоставима и составляла 2,9 и 2,8% соответственно, то на текущий момент доля контейнерных перевозок выросла до 3,9% (+1,1 п. п. к 2019 г.), а доля крытых вагонов продолжила снижаться и составила 2,6% (-0,2 п. п. к 2019 г.)», – сообщила М. Литвинова.

Источник: РЖД-Партнер