13.11.2020

Проблемы и перспективы контейнерных перевозок

Текущее состояние, проблемы и перспективы контейнерных перевозок в России ведущие эксперты отрасли – представители государственных органов, РЖД, транспортных и стивидорных компаний – обсудили в июле на онлайн-конференции «Контейнерный поток - 2020», организованной ТАСС. В центре внимания были также вопросы совершенствования логистических процессов, роли российских компаний на международных контейнерных маршрутах, меры поддержки транспортной отрасли, проблемы реализации крупных инфраструктурных проектов в условиях преодоления последствий пандемии и другие. Участники конференции сошлись во мнении, что будущее контейнерных перевозок за мультимодальными перевозками, объединяющими транспортировку железнодорожным и морским видами транспорта на основе единого договора.

Надежда Толстоухова

Полувагоны не для контейнеров

Портовики практически единогласно выступили против инициативы владельца «Первой грузовой компании» Владимира Лисина увеличить погрузку на сети РЖД за счет перевозки контейнеров в полувагонах, а не только на фитинговых платформах. Погрузка контейнеров в полувагоны существенно усложнит технологи­ческие процессы в портах и приведет к увеличению времени ожидания грузов, считают представители стивидорных и логистических компаний.

С предложением использовать полувагоны для контейнеров В. Лисин выступил в июне на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), посвященном национальному плану восстановления экономики. По словам В.Лисина, сейчас профицит полувагонов в России составляет около 20%: простаивают порядка 100 тыс. полувагонов из 500 тыс. «Есть предложение вовлечь сейчас полувагоны для перевозки контейнеров», – заявил предприниматель. На том же заседании его инициативу поддержал глава РЖД Олег Белозеров, сказав, что это «интересное предложение» и «хорошая антикризисная мера».

В то же время представители отрасли считают, что возврат к перевозке контейнеров в полувагонах станет существенным шагом назад. Хотя перевозка контейнеров таким способом разрешена Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, на сети РЖД для российских грузоотправителей ее запретили в конце 2014 года. Возвращаться к этой практике повода нет, говорят специалисты.

Так, Н. Пушкарев из Global Ports говорит, что его компания много сделала для того, чтобы увеличить объемы и скорость обработки грузов, и для нее очень важно не обнулить достигнутые результаты. «Технологически погрузка контейнеров в полувагоны в морских портах возможна, но это приведет к существенному снижению перерабатывающей способности терминалов. В условиях, когда мы используем каждую возможность, чтобы увеличить перерабатывающие способности, нам бы не хотелось терять наработанную практику. Поэтому при принятии подобных решений необходимо обращать внимание на технологию работы портов с контейнерными поездами», – сообщил эксперт.

Его точку зрения разделяет и А. Исурин. Он отметил, что, кроме всего прочего, перевозка контейнеров в полувагонах ударит по безопасности портовых работ. «Наша позиция в отношении перевозки контейнеров в полувагонах крайне негативная. Мы считаем, что безопасность будет скомпрометирована. Увеличение темпов прироста контейнерооборота за последние несколько лет как раз связано с технологией, скоростью погрузки, оптимизацией потоков. Если мы будем тратить время на погрузку контейнеров в полувагоны в портах, а потом на их выгрузку, это снизит наши преимущества», – сказал глава «ТрансКонтейнера».

Президент ГК «Дело» Сергей Шишкарев в интервью ТАСС заявил, что его удивило предложение В.Лисина. По словам С. Шишкарева, корейские, японские и другие азиатские компании не хотят возить свои контейнеры с высокотехнологичным грузом в полувагонах. «Это как предлагать людям, привыкшим к комфортным пассажирским поездам, пересесть в товарные вагоны, даже предложив цену в несколько раз меньше», – сравнил он. Кроме того, большинство портовых терминалов оборудованы современным оборудованием по лучшим международным стандартам. Переход на ручной и менее скоростной режим обработки контейнеров – это удар по эффективности грузопотока, считает С. Шишкарев.

Заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило на конференции «Контейнерный поток – 2020» очень сдержанно сог­ласился с мнением представителей контейнерных компаний. «Коллеги абсолютно правильно говорят, что 24 государства спокойно эти перевозки осуществляют, но в чем я с коллегами полностью согласен – наверное, это не самое технологически взвешенное решение», – сказал А.Шило. Также он заявил, что со стороны РЖД подобной инициативы не было и что перевозку контейнеров в полувагонах можно было бы рассмотреть как антикризисную меру, но эффективность ее использования никем не подсчитывалась.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520