22.10.2020

Регулирование ФАС рынка колес не влияет на производителей и потребителей

Металлурги за подписью президента «Русской стали» и владельца НЛМК Владимира Лисина направили письмо в адрес первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова о рисках регулирования цен на рынке железнодорожных колес со стороны ФАС. Летом ведомство признало Выксунский метзавод (ВМЗ) ОМК виновным в завышении цен на ЦКК.

ФАС занимается контролем за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и регулированием цен на колеса для вагонов, например, путем установления их предельного уровня. Наоборот, тем самым ФАС не допускает их бесконтрольного роста для железнодорожных операторов, в противном же случае производители колес могут манипулировать ценами по своему усмотрению.

Более того, даже если для них зафиксирован уровень, выше которого цены поднимать нельзя, они все равно имеют возможности для навязывания потребителям своих условий. Они могут отказываться заключать с ними контракты на отгрузку колес или прописывать в них чрезвычайно долгие сроки их изготовления.

И куда тогда перевозчикам деваться, если в России существует только два предприятия, выпускающие колеса для вагонов, – Выксунский металлургический завод, входящий в состав Объединенной металлургической компании (ОМК), и «Евраз НТМК», подконтрольное холдингу «Евраз»? Фактически на внутреннем рынке железнодорожных колес существует дуополия ОМК и «Евраза», и железнодорожным операторам, чтобы снизить от них зависимость, остается лишь один путь – приобретать колеса на Украине и в Казахстане.

Вряд ли регулирование ФАС рынка колес увеличивает на нем риски для их производителей и потребителей. Я никаких серьезных опасностей не вижу. На мой взгляд, «Русская сталь», отстаивая интересы «Евраза» и ОМК как своих членов, пытается добиться для них защиты от контроля ФАС. Однако она может боком выйти железнодорожным операторам, так как в подобном случае металлургическим компаниям могут развязать руки для манипулирования ценами.

Введение запрета ввоза колес с Украины будет чревато их нехваткой, даже несмотря на спад в России выпуска железнодорожной техники и действие 34,22%-ной антидемпинговой пошлины на колеса, изготавливаемые украинским «Интерпайпом»: дефицит при желании оба российских производителя могут легко создать, договорившись между собой. Вряд ли ему обрадуются железнодорожные операторы. И нет гарантии, что ввоз колес из Казахстана удовлетворит их потребности.
Автор:Леонид Хазанов, промышленный эксперт

Источник: РЖД-Партнер