Рельсы уходят в «цифру»
Тематика: ПГК, Инновации
22.08.2022

Рельсы уходят в «цифру»

Цифровизация российской экономики охватывает все отрасли как промышленного, так и потребительского сегментов. Одним из лидеров применения высоких технологий на ж/д транспорте является Первая грузовая компания (ПГК).

Различные темпы внедрения дистанционных и digital*-сервисов в корпоративном и розничном сегментах только ускоряют общий процесс: передовики внедрения новых технологий становятся ориентирами для других участников рынка.

Не выходя из кабинета

Продвинутые цифровые сервисы в рознице задают планку и для компаний, работающих с корпоративными клиентами. Заместитель генерального директора ПГК по операционной эффективности и цифровому развитию Алексей Агапкин сравнивает «Личный кабинет клиента ПГК» с хорошо известными банковскими системами интернет-банкинга: и те, и другие призваны в полной мере и максимально оперативно удовлетворить запросы клиента. Именно так, в режиме «единого окна», клиенты-отправители ПГК с любого устройства — стационарного компьютера, планшета, мобильного телефона — могут заказать перевозку и отследить весь транспортный цикл доставки своих грузов. Менеджеры ПГК в реальном времени видят заявку клиента и принимают ее в работу, далее определяются и согласовываются с заказчиком все параметры будущей перевозки и формируются счета.

Партнеры ПГК видят в личном кабинете данные о состоянии отправленных под погрузку вагонов — актуальные фото и информацию по последней инспекции. Эта информация поступает в сервис из приложения по оценке вагонов «Мобильный репортер», принцип работы которого схож с получением автомобиля в каршеринге: грузоотправитель проводит осмотр прибывшего к нему вагона, фиксирует возможные повреждения и дистанционно отправляет отчет об осмотре в ПГК. Компания же максимально оперативно принимает решение о ремонте или замене вагона.

В личном кабинете клиент может отслеживать дислокацию вагонов со своим грузом и контролировать график перевозок в режиме реального времени. А на конечном этапе отправитель там же получает информацию о приемке доставленного груза своим грузополучателем.

Вагон под контролем

За простотой работы клиента-отправителя в личном кабинете стоит напряженный труд компании-грузоперевозчика. Одна из его ключевых составляющих — обеспечение оперативности и безопасности перевозок за счет предупредительного ремонта подвижного состава. В компании ПГК своевременность такого процесса обеспечивает сервис «Цифровой вагон», разработанный с использованием целого набора современных решений: машинного обучения, больших данных и предиктивной аналитики.

Основа «Цифрового вагона» — данные различных параметров технического состояния вагона, основным из которых является толщина гребня колесных пар. На основании этих данных с помощью продвинутой аналитики система выявляет неисправности в вагоне: учитывается не только толщина гребня, но и другие дефекты. Эта информация позволяет увидеть как явные дефекты, так и «назревающие» проблемы, что при традиционном «ручном» осмотре обычно не заметно. Такой check-up позволяет устранить больше неисправностей и исключить дополнительные отцепки вагонов в ремонт, задержку доставки грузов. «Цифровой вагон» не только автоматически отслеживает толщину гребня, но и дает точный прогноз динамики изменения показателя. В результате исключаются крайне нежелательные «факторы внезапности» — вагоны в плановом порядке проходят необходимое техническое обслуживание и возвращаются в строй.

За два года использования сервиса ПГК выстроила процессы аналитики по техническим неисправностям вагона и готова делиться экспертизой с другими операторами.

Кроме того, для сокращения времени ремонта компания разработала сервис «Оптимизатор ремонтов». Система помогает составить оптимальный план ремонта вагона на месяц вперед и определить, на площадку какого вагоноремонтного предприятия лучше его отправить. Из миллиона комбинаций сервис выбирает наиболее подходящий по стоимости и времени вариант.

Везде, где проложен путь

С первого взгляда кажется, что маршрутизация железнодорожных грузоперевозок — дело не сложное: из точки А в точку Б ведет не так много рельсовых путей. Но грузоотправителю нужен вагон определенного типа, который сейчас может находиться в любом месте России и СНГ, и его необходимо поставить на погрузку в заданное время, при этом минимизировав порожний пробег. Оптимально распределить вагоны под перевозку — задача многофакторная и требует учета многих нюансов. Для ее решения требуется команда экспертов и время.

В компании ПГК разрабатывают и внедряют новый инструмент маршрутизации — систему «Навигатор». Этот цифровой продукт способен в доли секунды проанализировать местонахождение сотен вагонов и выдать наилучший по времени и стоимости вариант маршрута до станции погрузки. На этой основе «Навигатор» сопоставляет баланс парка вагонов по филиалам и станциям, и выдает диспетчеру рекомендации для окончательного принятия решения. В результате компания ПГК сможет обеспечивать точность графиков подачи вагонов под погрузку свыше 80%.

Алексей Агапкин:

— При анализе система «Навигатор» учитывает около 3,5 млн вариантов. В ходе проведенного эксперимента «Навигатор» решил транспортную задачу на одном уровне с экспертами-профессионалами. Но система сделала это за 0,2 секунды, а профессионалы коллективно затратили более 40 минут.

В настоящее время в портфеле ПГК более 150 IT и цифровых проектов. Это и собственные решения компании в области транспортной логистики, и адаптированные решения крупных игроков ИТ-рынка. Для компании цифровизация — не самоцель, а инструмент эффективного развития собственного бизнеса за счет повышения оперативности принятия решений и выхода на качественно новый уровень клиентского сервиса.

*-цифровых

Источник: КОММЕРСАНТ