18.01.2021

Российские контейнеры бросают вызов кризису и санкциям

Во время пандемии объем контейнерных перевозок в Европе и Азии значительно увеличился. Это также связано с тем, что Россия разрешила осуществлять транзит санкционных товаров через её территорию.

Это был не лучший год: ни для российско-европейских отношений, ни для российской экономики. Напряженность между ЕС и Россией значительно возросла в результате серии скандалов. Между Парижем и Москвой возник кризис после заявлений Эммануэля Макрона, связанных с исламом, которые особенно разозлили влиятельного главу Чечни Рамзана Кадырова. Также неоднозначно были восприняты его комментарии о российской истории.

Когда-то хорошие отношения Москвы с Берлином пострадали еще больше: судебный процесс по делу об убийстве в Тиргартене, хакерский атака на Бундестаг, дело Навального и связанные с ним угрозы новых санкций полностью отравили политический климат.

Даже с Австрией отношения охладились после убийства чеченцев в Вене и выдворения российского дипломата за промышленный шпионаж. Москва сочла высылку неправомерной и ответила зеркально.

С экономической точки зрения пандемия оказала меньшее влияние на Россию, чем на другие страны, из-за меньшей степени взаимозависимости в мировой экономике. Тем не менее, на последней ежегодной пресс-конференции Владимир Путин назвал ожидаемое снижение ВВП на 3,6 процента, а реальных доходов и промышленного производства - на 3 процента.

Транзит процветает

Но есть и сегменты, которые, несмотря на все трудности, растут и где межгосударственное сотрудничество продолжает функционировать. Таким образом, Россия смогла получить выгоду от трафика Европа-Азия. Прежде всего, быстро развивается сфера контейнерных перевозок.

Совместный проект железных дорог России, Белоруссии и Казахстана ОТЛК ЕРА (Объединенная транспортно-логистическая компания - Евразийский железнодорожный альянс) сообщает о рекордных показателях текущего года. По данным компании, к 22 декабря было перевезено 530 000 ДФЭ, тогда как в 2019 году эти показатели составили всего лишь 333 000 ДФЭ.

«Пандемия несколько раз перевернула нашу бизнес-модель в этом году», - сказал генеральный директор ОТЛК ЕРА Алексей Гром. В начале года остановились поставки товаров из Китая в Европу, вскоре пошла обратная реакция. И все же увеличивающиеся объемы контейнеров с лихвой компенсировали эти короткие перерывы. Обмен медпрепаратами и приборами шел полным ходом.

С точки зрения цены, железнодорожный транспорт теперь может конкурировать с морским транспортом, в то время как сухопутный маршрут через Россию занимает лишь треть времени, которое корабли следуют из Европы в Азию через Суэцкий канал, объясняет Гром. Фактически, многие предприниматели в Европе недавно были шокированы ростом фрахтовых ставок судоходных компаний из-за проблем в пропускной способности. Гром надеется в обозримом будущем увеличить пропускную способность до миллиона контейнеров.

Для сравнения: общий контейнерооборот в сообщении Европа-Азия составляет 23 млн ДФЭ. Железные дороги продолжают играть второстепенную роль, но они наверстывают упущенное, потому что среди контейнерных операторов не только ОТЛК ЕРА сообщает о росте объемов перевозок. После приватизации своей дочерней компании «Трансконтейнер» в 2019 году РЖД рассматривает возможность создания новой контейнерной дочерней компании, которая будет заниматься перевозками между Европой и Китаем, Кореей и Японией из-за хорошей экономической ситуации.

Санкции смягчены

Хорошему бизнесу способствовал и политический жест российского руководства. Несмотря на всю антизападную риторику, в прошлом году правительство прагматично смягчило санкционные правила.

Первые результаты были показаны в 2020 году: например, российские таможенники пропустили продукты из Германии, Австрии, Швейцарии и Франции на гастрономический фестиваль в Пекине в октябре. Ввоз европейских продуктов питания в Россию запрещен, но транзит возможен.

Таким образом за последние несколько месяцев были загружены два полных контейнерных поезда. Это перспективный бизнес, потому что в Китае наблюдается большой спрос на качественную европейскую еду. Однако в последние годы санкции стали серьезным препятствием. Прямой маршрут был заблокирован, объездные пути через Россию, будь то по железной дороге или даже более протяженным морским путем, привели к расходам и риску порчи товаров.

Теперь не только российские перевозчики, но и средние европейские компании должны опломбировать поезда с санкционным товаром на границе, чтобы можно было осуществить их перевозку.

Источник: ОТЛК ЕРА