05.11.2020

Рост тарифа на порожний пробег способен изменить будущее

ОАО «РЖД» пересмотрело подход к индексации тарифов на 2021 год. Новый вариант предполагает как альтернативу общему повышению тарифа в 3,7% на 2021 год дополнительную индексацию цен на порожний пробег вагонов на 15,8% (вместо 4%), а также снижение тарифа на груженый пробег на 0,1%. Сохраняются и предложения по отмене льгот для инновационных вагонов. Речь идет о росте тарифов для антрацита и контейнеров.

За скидкой на перевозку в инновационном вагоне стоит утвержденное уполномоченными органами экономическое обоснование. Эксплуатация таких вагонов, по мнению регулятора и причастных, включая РЖД, приводит к снижению полезной погонной нагрузки и к экономии средств РЖД. Скидка действовала более 7 лет. Если ее отменяют, значит признают, что обоснование было неверным. То есть надо наказать причастных к подготовке обоснования по скидке и ее утверждению. А скидку не просто отменить на будущее, но и вернуть деньги, которые были из-за действия скидки потеряны РЖД за предыдущие годы. Возможно, в этом и есть причина повышения тарифа на порожний пробег опережающими темпами.

Рост тарифов на контейнеры в первую очередь связан с необходимостью сравнять стоимость услуги для крытого вагона и контейнера. И правда, непонятно, в чем для РЖД разница между контейнером и крытым вагоном для одного и того же груза. Чтобы выравнять тариф между крытьем и контейнером, надо его либо снизить для одного (крытого вагона), либо повысить для другого – контейнера. РЖД выбирает повысить для контейнера, что в целом предсказуемо, особенно в условиях, когда и тот и другой бизнесы равноудалены от РЖД (после продажи «Трансконтейнера»).

Основная масса груза около 500 млн т в нашей стране идет на экспорт, это значит, что большая часть вагонов возвращается порожними. Локально кто-то может чуть выиграть, другие – чуть проиграть от неплоской индексации, но суть будет прежней, все это ляжет в транспортные затраты грузоотправителей с небольшим регрессом на собственников вагонов. Другое дело, что сам рынок вагонов находится на спаде, за счет роста порожней стравляющей тарифа давление на него усилится, конкуренция – возрастет. Возможно, некоторым операторам придется покинуть игровое поле преждевременно. Однако рост тарифа на порожний пробег не настолько системный фактор, что способен глобально изменить картину мира и будущее рынка оперирования вагонами.

Автор: Мария Никитина, независимый эксперт

Источник: РЖД-Партнер