Слабым звеном в системе транспортной безопасности остается человек
Тематика: Ространснадзор
16.03.2021

Слабым звеном в системе транспортной безопасности остается человек

Самым слабым звеном в системе транспортной безопасности остается человек, причем его роль становится решающей, несмотря на наши устремления устранить человеческий фактор путем автоматизации всех процессов. И мы понимаем, что чем больше мы будем решать вопрос культурной безопасности с точки зрения человека, тем сильнее будем уходить в сферу организационных процедур: насколько эффективно организована вся система с точки зрения государственного подхода и общих принципов обеспечения безопасности населения на транспорте.

Независимо от уровня реализации культуры безопасности в разных отраслях есть ее единообразное понятие: совокупность норм, убеждений, принципов, социальных установок, которые являются неотъемлемой частью каждодневной деятельности и находят свое отражение в деятельности всех подразделений и персонала по обеспечению безопасности. Соответственно, мы должны создать во всем обществе атмосферу тотального сознательного исполнения всеми гражданами и всех без исключения национальных международных требований и правил безопасности, атмосферу невозможности нарушений этих требований.

Естественно, своим главным акцентом эта задача ложится на нормативную базу. Для государственной системы она начинается с наличия законодательных и нормативных актов – как мы их сформировали и подготовили, какие заложили принципы.

При этом необходимо искать баланс: мы, конечно, можем довести систему безопасности до того, что бизнес просто прекратит работать, но кому от этого будет лучше? Вместе с тем любой бизнес также прекратит свою работу, как только у него возникнут проблемы с безопасностью.

Государственную систему управления транспортной безопасностью мы до конца не реализовали. Сегодня на международной площадке акцент с понятия безопасности перевозки сместился на транспортную безопасность как защиту от террористических угроз. При этом перед нами стоит и задача защитить государство от новых угроз – в первую очередь химическо-биологических, что стало особенно актуально в контексте затяжной пандемии. При этом на первых этапах, когда у нас нет технических средств их детектирования, человеческий фактор играет ключевую роль. И здесь мы вновь возвращаемся к вопросам культуры безопасности.

Для ее развития у государства есть ряд позиций, которые прописаны в том числе в документах ООН. Уже было принято несколько резолюций. По крайней мере три из них в последнее время напрямую направлены на обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства и террористических угроз государству, в том числе на транспорте. Ставится задача, чтобы в каждом государстве была отработанная государственная система управления транспортной безопасностью. У нас такой национальной программы нет. Мы полагаем, что ее основой является комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, но в своем принципе она не всегда содержит те элементы, о которых я говорил выше. Понятно, что такая госпрограмма должна быть живой, она должна быстро реагировать на новые виды угроз. Такую программу мы разработали давно, она много лет внедряется, но ее реализации в полной мере пока нет в связи с отсутствием ресурсов.

Такая программа должна быть прописана по всем направлениям: законодательство; положения, подзаконные акты, инструкции; полномочия всех органов государственной власти; подготовка и квалификация персонала; оборудование и оснащенность объектов; система сертификации и одобрения; государственный контроль и надзор; комплекс корректирующих мероприятий.

Однако невозможно только руками контролирующих органов решить все задачи. Пока мы не провели разъяснительную работу с населением, задача в комплексе не решается.

Владимир Черток, советник руководителя Ространснадзора

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520