11.11.2020

Союз транспортников выдвинул предложения по поддержке железнодорожного транспорта

Комитет по железнодорожному транспорту Союза транспортников России (СТР) провел Круглый стол, посвященный проблемам отрасли, в рамках подготовки к Съезду Союза, который состоится 17 ноября текущего года в ходе ежегодного форума «Транспортная неделя», организуемой Минтрансом РФ для открытого обсуждения наиболее актуальных транспортных вопросов и укрепления взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

В заседании Круглого стола приняли участие представители Государственной Думы РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», Торгово-промышленной палаты РФ, пассажирских и грузовых компаний, отраслевых организаций и независимые эксперты.

По мнению участников Круглого стола, в результате распространения новой коронавирусной инфекции наиболее значительно пострадала экономика пассажирского железнодорожного транспорта.

В своем выступлении на Круглом столе Валерий Веремеев, первый заместитель генерального директора АО «ФПК», в целях преодоления последствий пандемии предложил рассмотреть возможность распространения мер господдержки пассажирских железнодорожных компаний пригородного и дальнего сообщения в части отсрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, а также льготных кредитов на 2021 год.

«Необходимо осуществить возврат ранее предусмотренных в бюджете и секвестрированных субсидий в размере 3,1 млрд руб., - отметил В. Веремеев. - Также пассажирским железнодорожным перевозчикам необходимо выделить дополнительные субсидии, направленные на компенсацию потерь вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах».

Значительно затронул кризис и сегмент операторских услуг на грузовом железнодорожном транспорте. Об этом в своем выступлении на Круглом столе сказал Сергей Мальцев, председатель Комитета по железнодорожному транспорту СТР. Среди основных проблем, требующих решения на рынке операторских услуг, он обозначил риск введения новых обязательных требований технико-технологического и тарифного характера к подвижному составу, находящемуся в эксплуатации, негативно влияющих на стоимость жизненного цикла вагона; снижение производительности вагона в следствие хронического дефицита пропускной способности инфраструктуры, ограничивающего имеющуюся грузовую базу и ее развитие; риск дополнительного роста тарифов на перевозку порожних вагонов, предлагаемого ОАО «РЖД» в виде «точечных» изменений к Прейскуранту 10-01.

По мнению председателя Комитета по железнодорожному транспорту СТР, необходим контроль за обоснованностью принятия технических решений с учетом экономики всех участников перевозочного процесса. «Так, по экспертной оценке, переход к использованию кассетных подшипников стоил бы операторам и грузоотправителям дополнительно 80 млрд. рублей, - сказал он. - Благодаря вмешательству Правительства России данное крайне тяжелое для отрасли решение было остановлено».

Позитивная оценка была дана конкуренции на рынке поставок цельнокатанных колес (ЦКК). «Необходимо отметить, что цены на колёса в 2020 году снизились, но явно в меньшем диапазоне, по сравнению с законами рыночного ценообразования (с 80-100 тыс. руб. до 60-65 тыс. руб., что по-прежнему в 2 раза выше уровня начала 2018 г.), - сказал С. Мальцев. - Поэтому, сохранение пошлин и введение новых ограничений на импорт ЦКК негативно влияют на себестоимость услуг операторов и цены на новые вагоны. В условиях отсутствия конкуренции со стороны импорта величина дополнительной нагрузки на транспорт в стоимости колеса может достигать 45-48 млрд. рублей в год».

По мнению С. Мальцева, изменение правил технической эксплуатации (ПТЭ) должно происходить путем эволюционного совершенствования действующих Правил с учетом реальных изменений (например, большей цифровизации процессов и т.п.) «ПТЭ не должны приниматься по упрощенной процедуре, это основополагающий акт отраслевого технического регулирования», - подчеркнул он.

«В проекте ПТЭ, разработанном Минтрансом России, содержатся, на наш взгляд, высокие риски для операторов и других участников перевозочного процесса, - сказал С. Мальцев. - Например, введение производителями новых требований к содержанию, эксплуатации, ремонту подвижного состава в отношении вагонов, уже находящихся в эксплуатации. Это не позволяет прогнозировать стоимость жизненного цикла уже проинвестированных вагонов. Нужно обсуждать практически каждый пункт новых ПТЭ».

Также операторы грузовых вагонов рассчитывают на поддержку Минпромторга в вопросе установления баланса спроса и предложения на рынке поставок подвижного состава. «Идею трейд-ин для полувагонов изначально в общих чертах предложило ОАО «РЖД», и мы с ним солидарны в данном вопросе, - сказал С. Мальцев. - Правда, считаем, что программа трейд-ин должна распространяться не только на приобретение инновационных полувагонов, но и на любой новый подвижной состав, востребованный рынком. К утилизации возможно предлагать не только полувагоны с истекающим сроком, но и, например, цистерны и другие виды подвижного состава».

С. Мальцев выразил надежду, что данные вопросы найдут понимание и поддержку в Минтрансе, Минэкономразвития и Минпромторге России. «Мы готовы к конструктивному диалогу в любых форматах. Пока реальную защиту экономики и конкуренции на железнодорожном транспорте мы зримо ощущаем только со стороны Федеральной антимонопольной службы России. Надеемся, быть услышанными и в других ведомствах», - сказал он.

Представитель Минтранса России, участвовавший в круглом столе, заверил, что услышал предложения по сохранению действующих ПТЭ и заверил, что министерство рекомендует данный документ к включению в список НПА, действующий и после января 2021 года, и готовится к углубленной планомерной работе над совершенствованием ПТЭ.

В ходе круглого стола также обсуждались вопросы предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности промышленного железнодорожного транспорта. Александр Маняхин, исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» предложил инициировать со стороны Минтранса РФ вопрос о внесении изменений в ТР ТС 001-2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» в части вывода из-под его действия требований к локомотивам, выходящим с железнодорожных путей необщего пользования на станционные железнодорожные пути общего пользования с целью подачи и уборки грузовых вагонов на ближайшем заседании Комиссии. Со стороны Министерства промышленности и торговли РФ он предложил инициировать принятие долгосрочной программы (3-5 лет) представления субсидий на приобретение маневровых локомотивов.

Рекомендации Комитета по железнодорожному транспорту СТР были предложены для включения в Резолюцию по итогам Съезда Союза транспортников России.

Источник: СОЖТ