25.02.2021

Ставки операторов вагонов снизились почти в два раза

Рынок ставок на полувагоны считается самым сложным сегментом для прогнозирования: игроков много, стратегии у них разные, конкуренция высокая. Сильное давление оказывает профицит парка. И ставки находятся в зоне, которая меньше расчетного уровня рентабельности (в среднем) для операторов.

Неоднозначная ситуация на рынке предоставления полувагонов затруднила прогнозы на 2021-й. Кстати, в январе мы попытались представить консенсус-прогноз по ставкам на текущий год (см. Тарифы в полосе неопределенности: куда-нибудь да приедем // РЖД-Партнер. 2021. № 1–2. С. 26–29). Предварительные итоги на февраль, похоже, подтверждают сделанные ранее выводы. Причем ставки по долгосрочным конт­рактам стремились устояться на достигнутом в январе уровне, а на споте продолжили снижаться.

Ряд экспертов связывают улучшения с II полугодием 2021-го. Есть и такие, кто говорит о дальнейшем снижении ставок на полувагон: так, по итогам текущего года оно может составить от 18 до 22%.

Наше новое исследование «Ставки операторов: версия журнала РЖД-Партнер» показало, что рынок представлен разными трендами. По оценкам экспертов, склонность к стабилизации продемонстрировали ставки на крытые вагоны с объемом кузова 122 куб. м. С конца 2019-го ставки на них снижались. Так продолжалось до февраля 2021 года, когда на границах ЕС снова стали ужесточать санитарные процедуры, что отозвалось ростом спроса на железнодорожные перевозки в крытых вагонах.

В январе остались стабильными ставки на цистерны. Напомним, что провал здесь наблюдался в I полугодии 2020-го. Затем динамика шла почти по прямой с небольшим осенним подъемом (около +3%). Потом в декабре – спад практически на столько же. И вот в январе – снова пропорциональный подъем. Это указывает на то, что при определенных условиях рынок аренды вагонов способен сам эффективно себя регулировать.

Парк платформ на сети оставался сбалансированным. Правда, в январе 2021 года образовался локальный дефицит лесовозов. Соответственно ставки на них вышли из отрицательной зоны и увеличились по сравнению с декабрем едва ли не на четверть.

В прошлом году спотовая ставка на хопперы-зерновозы снизилась, по данным экспертов, на 25,7%. Это происходило вплоть до июня, а затем динамика стабилизировалась. Однако в январе текущего года произошел всплеск прайсов: +15% к предыдущему месяцу.

Итак, в 2021 году журнал РЖД-Партнер начинает ежемесячную публикацию обзоров с указанием абсолютных значений ставок в руб./сут. по итогам прошедшего месяца. Помимо цифр, обзоры будут включать анализ данных и прогноз динамики на перспективу.

Первую публикацию по итогам января текущего года подписчики журнала увидят в февральском выпуске журнала РЖД-Партнер № 3–4 (439–440).

Чтобы оформить подписку на журнал, достаточно обратиться в редакцию по е-mail rasp@rzd-partner.ru, по телефону +7 (812) 418-34-99 или заполнить короткую форму на странице.

Источник: РЖД-Партнер