12.05.2020

Тяжеловесы давят на субсидии

Союз машиностроителей России в конце апреля направил президенту страны Владимиру Путину письмо с предложением о предоставлении субсидий для вагоностроителей на поставку инновационных вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось при списании традиционых – с нагрузкой 23,5 тонны на ось. По мнению авторов письма, субсидия в размере 45 млрд руб. позволит произвести за три года 90 тыс. единиц нового подвижного состава.

На фоне публикации всё новых и новых пакетов господдержки бизнеса, пострадавшего из-за мер противодействия распространению пандемии COVID‑19, Союз машиностроителей решил попросить денег и для своих предприятий, но не на преодоление последствий пандемии, а на стимулирование приобретения инновационных вагонов операторами.

Как рассказал «Гудку» первый вице-президент Союза машиностроителей России (Союзмаш) Владимир Гутенёв, инициатива исходила от представителей Уралвагонзавода, Трансмашхолдинга, а также «Синары». Суть инициативы – выделение государством в течение трёх лет 45 млрд руб. для вагоностроительных предприятий на поставку инновационной техники сверх тех мер поддержки, которые уже определены Правительством РФ для системообразующих предприятий.

«Если правительство ежегодно будет выделять по 15 млрд руб., – рассказывает Владимир Гутенёв, – промышленники будут производить 30 тыс. инновационных грузовых вагонов в год. Если разделить 15 млрд руб. на 30 тыс. вагонов, получится 500 тыс. руб., то есть та сумма, которая будет субсидироваться государством тому, кто будет выводить из оборота старый подвижной состав, приобретая новый инновационный вагон. Ранее проведены консультации с министром транспорта РФ в части предоставления таких объёмов».

На вопросы «Гудка» о перспективах и сроках реализации инициативы в госкорпорации «Ростех», АО «Трансмашхолдинг», АО «Уралвагонзавод» и Группе «Синара» также не ответили.

Как отмечает заместитель генерального директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислав Золотарёв, инициатива Союзмаша очень актуальна. По его мнению, списанию будут подлежать вагоны, которым до конца срока эксплуатации осталось шесть лет.

Как рассказал «Гудку» исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семёнов, в настоящий момент на сети ОАО «РЖД» эксплуатируются 440,5 тыс. полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс, 124,2 тыс. полувагонов – 25 тс.

«Внедрение на сеть вагонов с осевой нагрузкой 25 тс взамен устаревших (23,5 тс) позволит тем же количеством подвижного состава, при наличии существующих на сети ограничений, перевозить большее количество грузов. Тем самым будет обеспечена расшивка узких мест без значительных вложений в инфраструктуру.

Таким образом, при сохранении текущих темпов обновления парка только по полувагонам на переход к использованию подвижного состава с осевой нагрузкой 25 тс и выше понадобится более 15 лет», – утверждает эксперт.

Заместитель генерального директора по железнодорожным перевозкам транспортно-логистической компании «Модуль» Лев Марков считает, что спрос на инновационные вагоны среди операторов будет лишь при большом размере субсидии, поскольку стоимость такого подвижного состава крайне высока.

«Вагоны, может, и неплохие, но ценник выше, чем на обычные (23,5 тс. – Ред.), примерно на 15–20%. В нынешней экономической ситуации крайне проблематично их приобрести. Тем не менее благодаря субсидиям ситуация, может, будет легче. В нашей компании пока необходимости в обновлении вагонного парка нет, поскольку устаревшие вагоны мы недавно списали и заменили новыми, но со стандартной нагрузкой на ось. Думаю, что такая потребность появится, но чуть позже», – рассказал «Гудку» Лев Марков.

Владимир Гутенёв считает, что стратегию обновления парка следует выстроить таким образом, чтобы она позволила сохранить спрос в течение трёх ближайших лет и не допустила в дальнейшем ситуации отсутствия крупных заказов.

Источник: ГУДОК