17.02.2021

Вагонники переходят на Буксол

Смазка Буксол уже 20 лет применяется при ремонте буксовых узлов тягового и моторвагонного подвижного состава. На сегодняшний день к переходу на нее готовится вагоноремонтная отрасль. Например, ОАО «РЖД» уже приняло такое решение для своего парка.

Об особенностях применения смазки Буксол по сравнению с используемой в настоящее время ЛЗ-ЦНИИ (У) в рамках тематического семинара Союза вагоноремонтных предприятий рассказала заведующая лабораторией «Колесные пары и буксовый узел» АО «ВНИИЖТ» Елена Тимакова. Она отметила, что весь мир перешел на использование буксовых смазок на литиевой основе еще в 70–80-е гг. прошлого века, тогда как мы продолжаем применять смазку на основе натриево-кальциевого загустителя, фактически хозяйственного мыла. В начале 2000-х гг. уже проводились эксперименты по применению смазки Буксол в грузовых вагонах, но результаты проведенных работ были признаны неудовлетворительными.

По итогам испытаний ВНИИЖТ были сделаны выводы о высоких эксплуатационных качествах Буксола, сохраняющего свойства при плановых межремонтных пробегах в 450 тыс. км. Кроме этого, институт продолжает исследование подконтрольных колесных пар, заправленных Буксолом, начатое еще в 2018 году, с целью определения возможности увеличения ресурса подвижного состава до 600 тыс. км, или шести лет эксплуатации.

Е. Тимакова в качестве положительного факта отметила, что при переходе на использование Буксола перенастройки аппаратуры КТСМ не требуется. Заправка буксовых узлов смазкой Буксол должна проводиться со строгим соблюдением требований РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 для обеспечения полной герметичности узла. Из недостатков смазки Буксол, которые требуют особого внимания ремонтных предприятий, Е. Тимакова указала на сложности с отмывкой данной смазки, которая требует новых моющих растворов и дополнительного контроля. Кроме того, нанесение новой смазки на детали требует строгого следования технологической инструкции по заправке и обязательного проведения вибродиагностики, так как ее вязкостные свойства отличаются от уже привычной всем смазки ЛЗ-ЦНИИ(У).

Андрей Рогозин, и. о. заместителя генерального директора по управлению качеством АО «ВРК-1», рассказал, что, по данным статистики, по вагонному комплексу около 60% отказов колесных пар приходится на буксовый узел. Существует два основных направления повышения надежности работы буксового узла – новый тип смазки и переход на новые кассетные или сдвоенные подшипники. В АО «ВРК-1» было принято решение о начале эксперимента со смазкой Буксол, который начали реализовывать в феврале 2020 года на базе вагонного депо Саратов и Вологодского вагоноремонтного завода.

Во время опытной эксплуатации в ВРК-1 обнаружили, что среди вагонов, отремонтированных в депо Саратов, отказов по неисправности буксового узла допущено не было, а после ремонта на Вологодском ВРЗ было несколько подобных случаев. Расследование применяемых технологий показало, что в депо Саратов обработка блоков подшипников эМПи-1 производилась в комплектовочном отделении с последующей выдержкой в вертикальном положении обработанных подшипников в течение не менее 10–15 мин., после чего производился подбор радиальных зазоров непосредственно на внутренних кольцах шейки оси и с последующей заправкой в буксовый узел смазки Буксол. В то же время на Вологодском ВРЗ обработка блоков подшипников эМПи-1 производилась непосредственно в монтажном отделении после измерения радиального зазора и с последующей закладкой смазки Буксол. При этом подшипник после обработки эМПи-1 не выдерживался перед закладкой смазки, что негативно сказывалось на эксплуатации буксовых узлов. Впоследствии на основании проведенного анализа и сформированных рекомендаций по ремонту были внесены изменения в новую технологическую инструкцию, разработанную АО «ВНИИЖТ».

Спикер обратил внимание участников семинара, что при использовании Буксола необходимо особое внимание уделять качеству обмывки и подготовке деталей к монтажу, равномерной закладке и распределению модификатора эМПи-1 с последующей выдержкой подшипника в течение 10–15 мин. до момента закладки смазки Буксол, созданию герметичной среды в корпусе буксы, а также проведению вибродиагностического контроля, который обеспечивает равномерное распределение смазки по деталям подшипников.

Главный технолог ООО «ВКМ» (г. Старый Оскол) Марина Худокормова рассказала о собственной технологии по ремонту буксового узла с использованием автоматизированных комплексов ИКР-1. На работу со смазкой Буксол здесь перешли в I квартале 2020 года по собственной инициативе.

При использовании ИКР-1 подбор деталей по совместимости, диаметру роликов и зазоров на шейке оси происходит автоматически. После маркировки деталей слесари вручную наносят препарат-модификатор эМПи-1 на поверхности, выстаивают подшипники в течение 10–15 мин., закладывают смазку Буксол на дорожку качения наружного кольца и отправляют в монтажное отделение. Главное внимание во время работы над технологией нанесения Буксола в компании обращали на порядок операций, технологическое время и массу вносимой смазки.

Кроме этого, в ООО «ВКМ» активно использовали моющие средства разных производителей и отмечают, что их выбор будет индивидуальным для каждого предприятия в зависимости от используемого оборудования.
В заключительной части семинара Е. Тимакова ответила на ряд вопросов, которые были заданы как до начала семинара, так и в онлайн-режиме во время семинара.
Также было отмечено, что все презентационные материалы и видео с семинара находятся в свободном доступе на сайте Союза вагоноремонтных предприятий.

Алексей Лебедев

Источник: РЖД-Партнер