05.05.2021

Влияние цен черного металла на железнодорожное машиностроение

1. Рост мировых цен. По данным «Интерфакса», в I квартале мировые цены на сталь выросли, по оценкам экспертов, в среднем на 25-35% (в зависимости от номенклатуры), в текущем квартале ожидается их повышение еще на 25-30%. Главная причина такого скачка – сокращение объемов производства стали в Китае из-за национальной экологической программы и в Европе в связи с антиковидными ограничениями.

2. Цены в России. Правительство указывает, что рост цен на металлопродукцию и металлопрокат в России по состоянию на конец 2020 – начало 2021 года составил 30%. В ответ на жалобы потребителей о необоснованном росте цен на плоский прокат на внутреннем рынке ФАС России провела расследование и возбудила дела против «Северстали», ММК и НЛМК, усмотрев признаки установления монопольно высокой цены. По информации регулятора, прокат дорожал быстрее, чем сырье для его производства. К тому же спрос со стороны российских потребителей существенно не увеличился.

3. Реакция регулятора. Первый вице-премьер Андрей Белоусов провел совещание с металлургами, где обсуждались направления урегулирования ситуации. В частности, было решено активизировать работу по консолидации заказов на металлопродукцию и заключению прямых долгосрочных договоров с фиксацией цены (поручено Минпромторгу и Минстрою), а также оценить целесообразность формирования запасов металлопродукции для ценовых интервенций (поручено Минпромторгу, Минфину и Росрезерву). Похожая схема сейчас применяется при колебаниях цен на зерно: государство покупает его у производителей в период низких цен и продает при их повышении.

4. Позиция металлургов. Производители металлопродукции данные меры официально не комментируют. Однако РБК, ссылаясь на свои источники, более реалистичным называет вариант размещения заказов в период повышенных цен на определенную номенклатуру по конкретной цене. Так, по словам замглавы Минпромторга России Виктора Евтухова, производители уже начали переговоры о прямых поставках металлов для крупных инфраструктурных госпроектов, предлагая формульные контракты со скидкой.

5. Влияние на железнодорожное машиностроение. В ИПЕМ «Технике железных дорог» сообщили, что наиболее ощутим скачок цен на металлы для производителей грузового подвижного состава – доля металла в себестоимости грузового вагона с учетом комплектующих, по оценкам экспертов, составляет 65-75%. Для других сегментов эта составляющая себестоимости не столь существенна: для локомотивов эксперты оценивают ее в 6-12%, для вагонов электропоездов – в 2-7,5%, для вагонов метро – в 2-4%, для трамваев – в 10-12%.

Источник: TELEGRAM