Об этом говорится в подготовленном правительством прогнозе социально-экономического развития. Документ внесен на рассмотрение в Госдуму вместе с проектом бюджета.
Реалистичный сценарий
В 2027-м погрузка на железнодорожном транспорте прогнозируется на уровне 1358,6 млн тонн (рост на 10% к 2023 году), грузооборот – 2967,3 млрд тонно-км (рост на 12,5% к уровню 2023 года), говорится в документе. «Существенное влияние на динамику погрузки будет оказывать развитие новых направлений поставок продукции российских производителей как на внутреннем рынке, так и на экспорт», – отмечают авторы прогноза.
«Предлагаемый сценарий грузовых перевозок может быть выполнен, но это потребует усилий от всех участников транспортной отрасли – от железнодорожных операторов до грузополучателей, от изготовителей подвижного состава до грузоотправителей и так далее», – рассказал «Гудку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Важную роль играет и государство. От него потребуется не только продолжить финансирование планов по расширению инфраструктуры железных дорог и увеличению их пропускной и провозной способности, но и оперативное регулирование отрасли, внесение необходимых изменений в законодательство.
Изменение тарифов при этом неизбежно. Грузоотправители на их рост будут реагировать по-разному, но объемы перевозки по железной дороге в целом сохранятся, что и фигурирует в сценарии, отмечает Дмитрий Баранов.
Возможное снижение объемов погрузки и последующий их рост отражают циклический характер развития железнодорожного транспорта, как и других отраслей, уверен эксперт.
Расставили приоритеты
В прогнозе социально-экономического развития страны перечислены приоритетные проекты, на которые в среднесрочной перспективе будут направляться инвестиции. Среди первоочередных – три, имеющих непосредственное отношение к железной дороге. Это третий этап развития Восточного полигона, Центральный транспортный узел (ЦТУ) и строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург.
В представленном 30 сентября проекте бюджета на 2025-2027 годы заложены средства на эти цели. В частности, для выкупа земельных участков под строительство ВСМ предлагается выделить 16,17 млрд руб. в 2025 году, 7,59 млрд руб. в 2026-м и 1,76 млрд руб. в 2027-м.
Предусмотрена передача ОАО «РЖД» межбюджетных трансферов, направленных на реализацию проектов развития ЦТУ с учетом организации диаметральных маршрутов в размере 4,5 млрд руб. (рост по сравнению с 2024 годом в 1,5 раза). В программе развития ЦТУ участвуют 11 регионов. В результате ее реализации значительно улучшится связь между городами, повысится транспортная мобильность и снизится нагрузка на автомобильные дороги, отметили в мэрии Москвы.
В перечень приоритетов попали проект развития направления Центр – Юг, строительство Петербургского полукольца и новой железнодорожной линии Аэропорт Анапа – Тамань-Пассажирская – станция Анапа, развитие Пермского железнодорожного узла и инфраструктуры железнодорожных погранпереходов. Место в списке нашлось и для Северного широтного хода, строительство которого было официально заморожено в 2022 году, до момента завершения работ на Восточном полигоне.
По мнению президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, наивысшим приоритетом в этом перечне обладают Восточный полигон, ЦТУ и ВСМ.
«Остальные проекты важны, но сроки по ним и объемы финансирования могут легко меняться. Поэтому, если встанет вопрос о секвестре, в этой части есть чем пожертвовать», – говорит эксперт.
Фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности