15.04.2024

К вопросу разработки и создания пожарных поездов ОАО «РЖД»

В журнале «Вагоны и вагонное хозяйство» № 1, 2024 г. вышла статья главного конструктора АО «ВНИКТИ» Валерия Никонова о разработке и создании пожарных поездов ОАО «РЖД».

Для пожарной охраны объектов и подвижного состава в ОАО «Российские железные дороги» имеется на балансе 307 пожарных поездов. Они дислоцируются на крупных железнодорожных станциях и находятся в режиме постоянной готовности. Для передвижения поезда к месту чрезвычайной ситуации применяются тепловозы эксплуатируемого парка дирекции тяги ОАО «РЖД».

Каждый из пожарных поездов, как правило, имеет на вооружении две стационарные и одну переносную мотопомпы, переносную электростанцию, до 1,5 км пожарных рукавов, от 5 т пенообразователя, 100 — 120 м3 воды, табельный пожарный инвентарь. Производительность стационарных мотопомп составляет не менее 40 л в секунду.

Формирование пожарных поездов производилось на базе серийно выпускавшегося подвижного состава (цистерн, пассажирских вагонов локомотивной тяги, крытых грузовых вагонов). Для включения в состав пожарного поезда указанные объекты постройки 50 — 70-х годов проходили модернизацию на вагоноремонтных предприятиях МПС России по утвержденным проектам ПКБ ЦВ МПС РФ.

К 2010-м годам техническое состояние подвижного состава пожарных поездов стало вызывать серьезное беспокойство. Единицы подвижного состава пожарных поездов к этому времени морально и физически устарели. Срок их эксплуатации приближался к предельному.

Актуальность обновления парка, развития функциональных возможностей пожарных поездов нового поколения для Российских железных дорог убедительно подтверждалась периодически возникавшими чрезвычайными ситуациями на железнодорожном транспорте и наличием большого количества ежедневно перевозимых опасных грузов.

Таким образом, работа (тема) «Разработка технических требований и конструкторской документации на подвижной состав пожарных поездов» была включена в план Научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2010 г. Функциональный заказчик этой разработки — Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Департамента экологии и техносферной безопасности (ЦБТ ОАО «РЖД»). Исполнитель работы — АО «ВНИКТИ».

В 2010 — 2011 гг. была выполнена разработка технических требований, аванпроекта, технических заданий и конструкторской документации на единицы подвижного состава — цистерны-водохранилища, вагон- насосные станции (далее ВНС), оформление правоохранных документов ОАО «РЖД» на результаты НИОКР по проекту пожарного поезда. В ходе выполнения работ была признана целесообразность разработки и постановки на производство основного варианта ВНС при капитально-восстановительном ремонте пассажирского вагона типа 47Д на Воронежском вагоноремонтном заводе АО «Вагонреммаш», обладающем большим опытом и производственно-технологическими возможностями переоборудования вагонов такого типа в специальные служебно-технические (вагоны-рестораны, тренажёры, вагоны поезда «Здоровье», вагоны-салоны).

Первый опытный образец ВНС на базе вагона 47Д был построен Воронежским вагоноремонтным заводом в 2011 г. по проекту и с конструкторским сопровождением АО «ВНИКТИ», По окончании всех видов испытаний, процедур постановки на производство и сертификации, опытно-конструкторская работа в августе 2011 г. была принята приёмочной комиссией с присвоением конструкторской документации (КД) литеры О1 и решением о производстве установочной серии ВНС (рис. 1, 2).


Рис. 1. Первый опытный образец пожарного поезда нового поколения на Рижском вокзале 29 августа 2011 г.
Рис. 2. Вагон-насосная станция с цистерной-водохранилищем на испытаниях в АО «ВНИКТИ», лето 2011 г

В мае 2015 г. КД ВНС была присвоена установленным порядком литера «А» (серийное производство). К настоящему времени Воронежским заводом выпущено более 150 ед. ВНС на базе вагонов 47Д, что подтверждает высокую степень отработанности проекта.

Назначение, краткое описание и основные характеристики ВНС

ВНС пожарного поезда предназначена для доставки к месту пожара (чрезвычайной ситуации) работников дежурного караула (боевого расчёта), пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования в соответствии с типовым табелем, аппаратуры оповещения, связи и спутниковой навигации, средств пожаротушения и другого оборудования.

ВНС применяется в составе пожарного поезда смешанного формирования (совместно с двумя цистернами-водохранилищами и другим железнодорожным подвижным составом) для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ на железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах железнодорожного транспорта, участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы, а также на объектах, предприятиях и организациях, не относящихся к железнодорожному транспорту и для проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации в пределах тактико-технических возможностей.

Планировка ВНС представлена на рис. 3. Основные технические характеристики ВНС приведены в табл. 1.

Рис. 3. Планировка вагон-насосной станции:
1 — санитарно-гигиенический блок; 2 — помещение для приготовления и приема пищи; 3 — помещение ГДЗС; 4 — купе отдыха караула; 5 — помещение караула; 6 — машинное отделение; 7 — котельная; 8 — помещение для сушки одежды

Состав вагон-насосной станции

Вагон представляет собой закрытый несущий кузов с перегородками, оснащенный различными системами и оборудованием, а также устройствами для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных и других работ. Вагон включает в себя в соответствии с планировкой следующие системы и помещения:

- санитарно-гигиенический блок (отсек);
- помещение для приготовления и приёма пищи;
- помещение газодымозащитной службы (ГДЗС);
- купе отдыха караула;
- помещение караула;
- машинное отделение;
- котельные помещения;
- помещение для сушки боевой одежды.


Санитарно-гигиенический отсек оборудован душевой с электроводонагревателем, туалетом с унитазом, умывальной чашей, полочкой для гигиенических принадлежностей, зеркалом.

Помещение для приготовления и приема пищи оборудовано холодильником, электрической плитой, печью СВЧ, аппаратом для охлаждения и нагревания питьевой воды, электрочайником, шкафчиками и сушилкой для посуды, шкафчиком для хранения неприкосновенного запаса продуктов, мойкой (раковиной), обеденным столом, стульями, а также оборудовано электрическими розетками на 220 В для подключения электроприборов.

Помещение (пост) ГДЗС оборудовано воздушным компрессором для заправки воздушных баллонов, пунктом мойки и сушки дыхательных аппаратов на сжатом воздухе (далее — ДАСВ), столом для проверки ДАСВ, стеллажом (шкафом) для раздельного хранения ДАСВ, масок к ним и запасных воздушных баллонов.

Купе отдыха работников дежурного караула (боевого расчёта) имеет:

- четыре полки для отдыха (две верхних и две нижних);
- багажную нишу;
- подоконный стол;
- полки для размещения мелких личных вещей над нижними и верхними полками для отдыха;
- лестницы и поручни для пользования багажной нишей и для размещения на верхних полках. Под нижними полками для отдыха установлены рундуки.


Караульное помещение имеет рабочие места, предназначенные для проведения инструктажа и технической учебы работников дежурного караула (боевого расчёта), оборудование для мониторинга обстановки и принятия решений при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, средства связи и спутниковой навигации (по отдельному требованию), персональный компьютер, принтер и факс, а также стулья и шкаф с рольставнями для хранения боевой одежды и средств индивидуальной защиты.

Машинное отделение предназначено для размещения и хранения пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования в соответствии с типовым табелем с возможностью удобного перемещения указанного оборудования к месту тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ через две двухстворчатые двери, оборудованные в боковых стенках.

В машинном помещении установлены две стационарные пожарные установки, переносная мотопомпа, переносная электростанция, мобильный перекачивающий комплекс, стеллажи для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, электрощит, слесарный верстак с тисками, баки для хранения пенообразователя общего и специализированного назначения, пульт управления и контроля за состоянием воды в цистернах-водохранилищах и в баках для пенообразователя.

Стеллажи для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования имеют металлические рольставни. В нижних частях стеллажей предусмотрены специальные отсеки для размещения переносного пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования.

В машинном отделении установлены подъёмные механизмы (кран-балка) для спуска/подъёма с двух сторон ВНС переносного пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования.

Напротив дверных проёмов двухстворчатых дверей предусмотрены трапы для облегчения загрузки и выгрузки пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования.

Рядом с баком для хранения пенообразователя общего назначения емкостью 5 т установлен бак для хранения пенообразователя специализированного назначения емкостью 1 т. Баки для пенообразователей оборудованы приборами контроля уровня с выводом информации на пульт.

Над дверными проемами двустворчатых дверей размещены катушки с пожарными рукавами.

В котельных отделениях размещается котельное оборудование. Один из них предназначен для обогрева ВНС, а второй — для подогрева воды в цистернах-водохранилищах пожарного поезда.

Под вагоном установлены ящики для размещения в них:

- лестниц и другого пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования;
- емкости на 200 л для хранения неприкосновенного запаса топлива (бензина) с приборами контроля его уровня;
- дизель-генераторной установки с системой подачи топлива в расходный бак.


Модуль пожаротушения

В 2021 г. АО «Синара — Транспортные Машины» (ООО «Научно-исследовательский центр СТМ», ООО «НИЦ СТМ») как головной исполнитель приступил к разработке нового модуля пожаротушения (МП) для продолжения плановой замены ВНС пожарных поездов с истекшим сроком службы (рис. 4). С учётом положительного опыта разработки и постановки на производство ВНС на базе пассажирских вагонов модели 47Д к разработке КД на отдельные узлы МП в качестве соисполнителя было привлечено АО «ВНИКТИ».

Рис. 4. Модуль пожаротушения МП № 002 АО «СТМ»

Постановка на производство модулей пожаротушения МП была организована на предприятиях калужского кластера АО «СТМ». В целях сокращения сроков разработки и постановки на производство было принято решение о создании МП для ОАО «РЖД» на базе модуля технического сопровождения и обслуживания (МТСО-2), разработанного АО «Калужский завод Ремпутьмаш» (КЗ «РПМ»). Порядок и последовательность создания МП — согласно ГОСТ 15.902–2014 («Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство»).

Компоновка и планировка модуля пожаротушения (рис. 5) принципиально выполнены преимущественно в рамках существующих решений и отработанного опыта эксплуатации ВНС пожарных поездов ОАО «РЖД». Основные параметры и характеристики МП приведены в табл. 2.


Рис. 5. Планировка модуля пожаротушения

По завершению разработки ООО «НИЦ СТМ» с участием АО «ВНИКТИ» в августе 2022 г. построили на АО КЗ «РПМ» первый опытный образец МП СПРГ.00.00.000.

По окончании этапа приёмочных и сертификационных испытаний 17 — 18 ноября 2022 г. на заводе-изготовителе состоялось заседание приёмочной межведомственной комиссии по рассмотрению результатов испытаний МП. По итогам комиссии было принято решение о присвоении конструкторской документации литеры О1 и изготовлении установочной серии модулей пожаротушения пожарных поездов для ОАО «РЖД».

Обновление парка пожарных поездов будет продолжено путём поставки новых модулей МП производства АО «СТМ».

Фото: ФГП ВО ЖДТ России.

Источник: ОПЖТ