Тарифы РЖД с 1 декабря снова подрастут
Тематика: ФАС, Тарифы
11.10.2023

Тарифы РЖД с 1 декабря снова подрастут

Опубликован проект приказа ФАС России об индексации тарифов с 1 декабря 2023 г. и на 2024 год. Документ выложен для обсуждения с 6 по 12 октября текущего года.

Согласно этому документу собственно индексация железнодорожных грузовых тарифов без учета надбавок должна составить с 1 декабря 2023 г. 7,6%, с 1 января 2025 г. 5,2%, с 1 января 2026 г. 4,8%.

К ней предусмотрен ряд тарифных надбавок.

Индексация тарифа в декабре 2023 г. будет на 7,6% к уровню января-ноября 2023 г. (т.е. рост на 18,45% к декабрю 2022 года, с учетом индексации на 10,09% в январе 2023 г. – то есть 1,1009*1,076 = 1,1845).

При этом с декабря 2023 г. к нему добавится рост надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры с 5% до 7% (или с 1,05 до 1,07), что дает дополнительный индекс роста 1,0190 (1,07/1,05 = 1,0190), а так же – новая надбавка «для финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности». Последняя – устанавливается приказом ФАС России в размере 1% с 1 декабря 2023 г. по 31 декабря 2024 г. и в размере 2% с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г.

Таким образом, с декабря 2023 рост к уровню января-ноября 2023 составит 1,076*1,0190*1,01 = 1,1074 или на +10,74%. (Или, если считать индекс 1,0190 не до 4-го знака, а до 6-го знака после запятой – 1,019047, то итоговое повышение составит 1,100746 или +10,75%).

То есть, подытоживая эту часть приказа, можно сказать, что грузоотправители в декабре 2023-го и в 2024 году в среднем будут платить тариф за грузовые перевозки на 10,74% выше, чем они платили в течении 11 месяцев 2023 года. (Если, конечно, в 2024 г. не появится новых приказов о дополнительных индексациях). А рост в январе 2024-го к декабрю 2022 г. соответственно составит 1,1009*1,1074 = 1,2191 или +21,9%.

Также приказом ФАС по прежнему сохраняется то повышение тарифов на каменный уголь, которое действовало с 1 июня 2022 г. и в 2023 г., или, как сказано в пояснительной записке «проектом приказа предусматривается неприменение понижающих коэффициентов (0,4 и 0,895) при определении платы за экспортные перевозки угля каменного железнодорожным транспортом общего пользования до 31 декабря 2024 г. включительно».

В заключение отмечу, что итоговый рост на 10,74%, это (если не считать совокупную индексацию в 2022 г.) самое высокое повышение после 2008 г. (в кризисном 2008 году повышение тарифов составляло +21,2%).

Фарид Хусаинов, к.э.н., Эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ Высшая школа экономики

Источник: РЖД-Партнер