18.04.2022

«Уралвагонзавод» отмечает высокую загруженность

Загрузка завода может вырасти сильнее на фоне ожидаемых объемов контрактации. В то же время предприятие сталкивается с ограничениями, связанными с поставками кассетных подшипников.

Гендиректор концерна «Уралвагонзавод» (УВЗ) Александр Потапов сообщил о серьезной загрузке предприятия по контрактам на грузовые вагоны на встрече с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, состоявшейся 30 марта. «В этом году мы очень серьезно загружены. Сейчас подтвержден контракт на 17 тысяч полувагонов. Более того, сейчас готовится достаточно серьезный контракт по платформам, и в этой связи мы вынуждены перестраивать частично наши производства», – приводится цитата главы УВЗ на информационном портале региона.

Также на прошлой неделе УВЗ сообщал, что на заводе идет переналадка конвейера под производство необходимой по заключенным контрактам номенклатуры подвижного состава. В связи с этим ряд сотрудников отправлен в краткосрочные отпуска с сохранением 2/3 оплаты труда.

Ранее, в 2020 году, УВЗ столкнулся с кризисом производства грузового подвижного состава. Тогда на фоне влияния пандемии и падения спроса на полувагоны завод реализовал 10,7 тыс. вагонов (-40% к 2019 году). Тренд поменялся вместе с возвращением Бориса Мягкова, который до весны 2019 года уже работал в компании, а затем перешел к другому крупному производителю вагонов – Объединенной вагонной компании (ОВК). Затем с начала 2021 года Мягков был временным гендиректором «УВЗ-Транс», потом советником гендиректора концерна, а в апреле был назначен замгендиректора по гражданской продукции.

Ситуация начала выправляться: по данным «УВЗ-Транс», уже в январе-феврале 2021 года доля производителя на рынке вагонов России была наибольшей и составляла 22,9%. По данным Infoline, всего по итогам прошлого года УВЗ выпустил 13,8 тыс. вагонов (+28,4% к 2020), что равно 21,9% от общего объема выпуска в России. В мире по объему производства грузовых вагонов по итогам 2021 года, согласно данным аналитиков, УВЗ занимает 4-е место, уступая CRRC, ОВК и Greenbrier Companies.

При этом перепрофилирование половины мощностей предприятия по выпуску полувагонов на производство платформ Борис Мягков анонсировал в интервью РБК еще в 2021 году. «Решение о перепрофилировании принято по двум причинам — мировой тренд на контейнерные перевозки и перепроизводство полувагонов в России», – говорил он. Тогда отмечалось, что завод в ближайшие годы планирует увеличить выпуск данного рода вагонов до 5-6 тыс. единиц в год, а запуск производства одной модели платформы на уровне 500 единиц в год потребует 50 млн руб. инвестиций.

УВЗ активно развивает производство и разрабатывает новую продукцию: доля затрат на техперевооружение в 2021 году выросла в общем объеме инвестиций завода до 40%. В частности, 1,7 млрд руб. было направлено УВЗ на два десятка проектов, связанных с подготовкой производства специальной техники, а также разработкой и постановкой на производство продукции гражданского назначения. Еще более 50 мероприятий на сумму 0,5 млрд руб. были направлены на замену изношенного оборудования, улучшение условий труда, устранение замечаний надзорных органов и т.д.

В частности, как в комментарии для «Техники железных дорог» сообщал руководитель пресс-службы концерна Николай Васильев, в 2021 году было освоено производство 40-футой фитинговой платформы 13-192-03 на тележках 18-555 с осевой нагрузкой 23,5 тс и конструкционной скоростью 120 км/ч. В начале 2022 года в адрес «Русрефа» была отгружена опытная партия из 8 рефрижераторных вагонов в разной комплектации. Как отмечает директор по развитию «Русрефа» Максим Корнеев, в дальнейшем компания ожидает поставок с темпом 30 вагонов в месяц.

Значительная работа ведется по развитию и Центра исследований и испытаний материалов (ЦИИМ), который в целях поиска альтернативных поставщиков, снижения себестоимости и реализации других эффектов анализирует различные материалы, применяемые в металлургическом производстве УВЗ. Как в интервью газете «Машиностроитель» говорит директор ЦИИМ Константин Белоусов, в подразделении создается участок ресурсных испытаний литых деталей тележек, уже внедрена 21 единица оборудования, а в 2022 году планируется закупка еще 14 единиц.

Однако ограничением для реализации производственных планов как УВЗ, так и других вагоностроителей может стать риск нарушения ритмичности поставок кассетных подшипников из-за действий иностранных компаний на фоне ситуации в Украине. На днях американская Amsted Rail объявила об уходе из России и выходе из совместного предприятия с ЕПК по выпуску подшипников в Саратове «ЕПК Бренко». В свою очередь шведская SKF ранее объявила о приостановке импорта в Россию, однако отмечалось, что завод в Твери будет продолжать работу до дальнейшего уведомления.

Именно подшипники этих двух производителей закупает УВЗ, преимущественно для вагонов с осевой нагрузкой 25 тс. В частности, в начале года УВЗ проводил закупку 49 тыс. подшипников (соответствует комплектации более 6,1 тыс. вагонов) этих производителей на 1,4 млрд руб. На предприятии обеспеченность подшипниками на данный момент не комментируют, отмечая, что ситуация анализируется в ежедневном режиме. В свою очередь ROLLINGSTOCK Agency направило в Минпромторг России официальный запрос на предоставление оценки ситуации и информации о мерах, которые вырабатывает ведомство.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520