160 лет назад было создано Министерство путей сообщения
Тематика: Минтранс
16.06.2025

160 лет назад было создано Министерство путей сообщения

В России начало систематической деятельности в области создания путей сообщения относится к 17 в., когда царь Алексей Михайлович в 1649 г. издал Уложение об охране судоходства.

При Петре I наряду со вниманием к развитию промышленности и торговли предпринимались усилия по систематизации управления сетью путей сообщения.

В 1798 г. Павел I утвердил проект образования Департамента водяных коммуникаций, который в 1809 г. был преобразован в Управление водяными и сухопутными сообщениями (с 1820 г. по 1833 г. называлось Главным управлением путей сообщения), в 1833 г. переименовано в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, что отразило присоединение строительной части гражданского ведомства.

В 1842 г. в период развертывания строительства Петербург-Московской железной дороги в составе Главного управления был образован Департамент железных дорог «для управления и исполнения всего, до железных дорог относящегося».

В 1864 г. гражданская строительно-дорожная часть была передана из состава ведомства в Министерство внутренних дел. Вслед за этим из состава Главного управления была выведена и передана в ведение Почтового департамента телеграфная часть.

16 июня 1865 г. Главное управление путей сообщения было преобразовано в Министерство путей сообщения (МПС). По предложению министра путей сообщения П. П. Мельникова в составе МПС были образованы Совет министерства и Ученый комитет, созданы департаменты сухопутных сообщений, водяных сообщений, расширены функции Департамента железных дорог, Штаба Корпуса инженеров путей сообщения; одновременно были упразднены некоторые департаменты и подразделения.

Главным в состоявшемся преобразовании было формирование департаментов по видам сообщений и реализация принципа разрешения каждого подведомственного дела в полном объеме в одном соответствующем департаменте или ином подразделении. В последующем в дореволюционный период производилась частичная реорганизация МПС, направленная на решение возникавших задач в связи, например, с расширением сети казенных дорог за счет выкупа частных и строительства новых, совершенствованием контроля за работой железных дорог, сооружением Транссибирской магистрали и др.

Однако на момент создания Министерство путей сообщения в Российской империи 16 июня 1865 года стало кульминацией различных экономических, социальных и политических изменений, происходивших в стране в середине XIX века. Министерство сосредоточило свое внимание на практическом осуществлении планов создания сети железных дорог и в качестве ближайшей задачи форсировало строительство линии Москва-Курск за счет казны. В марте 1867 г. открылось регулярное движение на участке Москва-Серпухов. Расширение сети железных дорог не представлялось возможным без создания отечественного паровозо- и вагоностроения, а также рельсопрокатного производства. Учитывая это, министр путей сообщения настойчиво предлагал «водворить в России заводы, которые могли бы из русских металлов и русскими же рабочими специально заниматься изготовлением паровозов, тендеров, вагонов и других металлических принадлежностей... Тем самым,- продолжал он,- освободимся от иностранной зависимости и не будем приобретать из-за границы ценою нашего золота металлические изделия и машины в столь огромных количествах».

Интенсивный рост промышленности и торговли требовал создания эффективной системы транспортировки грузов и пассажиров. Существовавшая до этого система управления путями сообщения, представлявшая собой фрагментарное и раздробленное взаимодействие между различными отраслевыми органами, перестала удовлетворять потребности государства и общества.

Учреждение министерств призвано было создать более централизованную и эффективную систему управления, что соответствовало идеям государственного обслуживания и бурно развивающегося капиталистического уклада. Министерство путей сообщения стало необходимым ответом на вызовы времени — необходимость интеграции железных дорог и других транспортных сетей в единое целое.

Подход к транспортной инфраструктуре начал меняться не только с точки зрения управления, но и в рамках общего восприятия ее роли в экономике. Важность строительства железных дорог не вызывала сомнений, ведь именно они обеспечивали быструю и эффективную транспортировку ресурсов, грузов и товаров. Прежде чем было принято решение о создании министерства, возникли идеи о необходимости создания единого органа, который мог бы заниматься планированием и развитием системы. Это предвосхитило решение о создании Министерства путей сообщения, которое включало в свои полномочия как железнодорожный, так и водный транспорт.

Эта реформа сопровождалась и изменениями в законодательстве, механизмах контроля и включала новые подходы к планированию. Началось активное строительство магистралей, улучшение существующих дорог, а также внедрение новых технологий, что способствовало всестороннему развитию транспорта. Устранение разрозненности позволило не только повысить уровень безопасности дорожного движения, но и внедрить системный подход к транспортным вопросам, что в дальнейшем положительно отразилось на всей экономике страны.

Создание Министерства путей сообщения сформировало условия для ускоренной гибкой реакции на требования быстро меняющегося рынка и общества. Министерство стало активно заниматься исследованием и внедрением новых технологий в области транспорта. Это включало не только строительство, но и разработку новых моделей локомотивов и вагонов, что способствовало повышению скорости и комфорта перевозок.

Источник: ОПЖТ