Стагнация контейнерного бизнеса оказалась для перевозчиков неожиданной, как снег в ноябре. Хотя ожидать ее следовало, безотносительно к экстравагантной политике нового американского президента.
Центробанк сдерживает инфляцию высокой ключевой ставкой (на сегодня – 21%). Такое положение вещей тормозит развитие бизнеса, в том числе приобретение нового подвижного состава в лизинг.
Стоимость предоставления вагонов под перевозку угля обновила минимумы с начала 2023 года. По оценкам аналитиков, в апреле ставки снизились почти на 15%, и в операторском сегменте резерва для повышения рентабельности перевозок не осталось. Некоторый потенциал эксперты видят в снижении уже сократившихся ставок на перевалку в портах, но основной — в скидках к тарифу ОАО РЖД или прямом государственном субсидировании отрасли.
В частности, выпуск зерновозов упал на 67%, до 1,3 тыс. ед., минераловозов – на 57%, до 254 ед. Всего в сегменте хопперов в январе – марте произведено 1,7 тыс. вагонов. Это на 63% ниже, чем за аналогичный период 2024 года.
Учитывая рекордный выпуск хопперов-зерновозов в предыдущем периоде, купленные по высокой цене или взятые в лизинг вагоны будут трудноокупаемы. Об этом стало известно на деловом семинаре «Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов», который организовал РЖД-Партнер.
Ставки операторов, как правило, следуют за рынком – с поправками на обстоятельства, сложившиеся на железнодорожной сети. Правда, рынок сейчас нельзя назвать стабильным. Какие сюрпризы он готовит операторам в нынешнем году?
Рост предложения хопперов-зерновозов, низкая экспортная квота на зерно и сезонный фактор привели к снижению стоимости железнодорожных перевозок зерна на 15–25% с учетом снижения цен на аренду вагонов на 40%.
Доходность операторов от предоставления полувагонов сейчас не покрывает ставку их аренды. При этом не все вагоны «зарабатывают», так как большой объем парка отставлен от движения.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности