Металлурги Белорецка четыре долгих года вместе со всей страной не знали ни сна, ни отдыха, внося свой посильный вклад в общее дело победы над врагом. Городу предстояло проводить на фронт тысячи своих жителей, принять вместо них тысячи эвакуированных, осваивать руками оставшихся мастеров и женщин с подростками, вставших вместо ушедших на фронт, десятки новых видов стратегически важной продукции, проявляя истинный героизм.
(На фото Белорецкий металлургический комбинат в годы войны)
Работа в тесной связке
Накануне Великой Отечественной войны в Белорецком районе основными предприятиями были Белорецкий металлургический завод (БМЗ), Белорецкий сталепроволочно-канатный завод (БСПКЗ) (в 1958 году оба эти заводы были объединены в одно предприятие – Белорецкий металлургический комбинат, сейчас предприятие входит в Группу «Мечел») и Тирлянский листопрокатный завод (ТЛЗ). Связка этих заводов оказалась уникальной и сыграла в годы войны значительную роль. БМЗ имел собственную сырьевую базу для производства чугуна, стали и проката и обеспечивал сталепроволочно-канатный завод катанкой для изготовления метизной продукции, листопрокатный завод – сутункой для прокатки листа. Важную роль в работе этих заводов сыграла Белорецкая узкоколейная железная дорога, обеспечивавшая заводы необходимым сырьем и технологическими материалами.
Новые промышленные силы
Советская промышленность уже с первых дней войны начала перестраиваться на военные рельсы. Только в течение первых трех месяцев войны было перемещено 1360 крупных предприятий, часть из которых попала в Белорецк. В частности, осенью в город из Москвы перебазировали завод им. Буденного – единственное предприятие в СССР, где изготавливались пружины и запчасти для тракторов и сельхозмашин. В октябре 1941 г. в стенах Дворца культуры металлургов разместилось оборудование станкостроительного завода № 231 из г. Клина Московской области, который начал делать снаряды для фронта. Оборудование биметаллического цеха Московского завода «Серп и молот» было размещено на базе Белорецкого металлургического завода (электрические печи отжига, волочильные и плющильные станы), а Харцызского завода Наркомчермета СССР и Одесского канатного завода – на базе Белорецкого сталепроволочно-канатного завода, что значительно усилило его производственный потенциал. В течение 1941 года БСПКЗ получил значительное количество импортного оборудования, предназначенного к установке в реконструируемых цехах: волочильные, канатные машины, травильное оборудование. Из-за нехватки свободных помещений 17 канатных машин не были установлены до конца 1941 года. По оснащенности эти машины относились к группе машин для тяжелых канатов. В конце декабря для их установки ускоренными темпами был построен специальный цех.
Оборонная сталь Белорецка
Уже в первые дни войны металлурги взяли на себя повышенные обязательства, обещая выполнить годовой план к 1 декабря, отдельные рабочие, стремясь на своем рабочем месте помочь фронту, начали систематически выполнять план на 120-200 %. Поскольку БМК был одним из немногих предприятий, где выпускалась высококачественная сталь для нужд фронта, правительство требовало быстрого освоения новых марок металла и держало этот процесс под постоянным контролем, требуя соблюдения конкретных сроков и объемов выпуска продукции.
В короткие сроки предстояло освоить выплавку и прокатку металла, который бы не боялся адской жары и лютого холода, резал и пробивал другой металл, выдерживал большие натиски и нагрузки. При этом нужно было не только выплавлять прочную сталь, но и разработать методику определения его химических и механических свойств, организовать оперативную службу испытаний и контроля. Вся эта кропотливая работа легла на плечи коллектива заводской лаборатории. Днем и ночью проверялось поведение металла в горячем и холодном состоянии, в «сыром» и после термической обработки. Не хватало профессионалов: сорок из восьмидесяти специалистов было призвано на фронт, многие приборы приходилось изготавливать самим.
(На фото герой соцтруда А.М.Иноземцев)
Новичкам некогда было постигать тайны исследований, с первых дней от них требовались знания химических и механических свойств металла. Сложные задачи нужно было решать в основных цехах: доменном, мартеновском и прокатном. Выплавка легированных марок стали была связана с риском, ломкой технологических законов, перестройкой почти всего металлургического цикла. Спустя время плавки легированных марок стали последовали одна за другой. Началось производство молибденовой стали, идущей для сварки брони. Снова анализы, исследования, удачи и неудачи. А сколько радости было, когда была успешно выполнена первая плавка оборонного металла, которую сварил опытный сталевар Алексей Иноземцев. Это была настоящая победа!
На Белорецком металлургическом заводе впервые в СССР мартеновским способом был выплавлен и прокатан на катанку диаметром 6 мм металл для изготовления шарикоподшипников марок ШХ6, ШХ10 и ШХ15199. Такой практики еще не было в истории советской металлургии, чтобы в мартеновских печах варили шарикоподшипниковую сталь. В 1942 году металлурги начали осваивать прокат сплавов сопротивления: нихрома марки Х15Н60, Х20Н80 и фехраля Х13Ю4. Тогда же впервые в стране наладили промышленный выпуск катанки из быстрорежущей стали марки Р18, Р6М5, в 1944 году – железохромоалюминиевых сплавов № 1 и № 2 (ЭИ 340 и ЭИ 341).
Белорецкая «Жемчужина»
Все новые марки металла принимал к освоению Белорецкий сталепроволочно-канатный завод, специалистам которого также долгое время приходилось подбирать оптимальные режимы для изготовления из этого металла проволоки. Но ежедневные усилия неизменно приводили к успехам. В 1942 году в номенклатуру выпуска завода вошли такие крайне необходимые для оборонной промышленности виды продукции, как проволока из легированных сталей: шарикоподшипниковая, пружинная хромованадиевая и нержавеющая. В 1942–1943 гг. впервые в стране сталепроволочники начали осваивать волочение труднодеформируемых железохромоалюминиевых сталей и сплавов ферритного класса: фехраля, сплавов № 1 и № 2. Это было серьезным достижением, потому что в продукции завода остро нуждались предприятия, производившие самые разные виды вооружений: от стрелкового оружия до реактивных минометов. Без шарикоподшипников, которые делали из соответствующей проволоки, не сдвинулись бы с места ни машина, ни танк.
18 апреля 1942 г. распоряжением Совнаркома БСПКЗ был объявлен военным предприятием. Заводу был присвоен №706 и позывной «Жемчужина». Ни одна единица автоматического оружия Советского Союза не смогла бы стрелять без пружинной проволоки, произведенной на БСПКЗ. И до 1943 года никто, кроме Белорецка, не поставлял метизы на танковые, авиационные, артиллерийские, оружейные и другие предприятия страны. Затем подключились Магнитогорский метизно-калибровочный завод.
Стальные канаты использовались в угольной и горнорудной промышленности, морском и речном транспорте, на подъемно-транспортном оборудовании всех предприятий страны. Авиационные канаты, проволока особо высокого сопротивления требовались для производства самолетов, пружинная проволока – для автомобилей и танков, автоплетенка – для «зисов» и полуторок. Кардная, ремизная, гребнечесальная, игольная проволока были нужны для пошива гимнастерок, шинелей, парашютов. Аэростатные тросы, специальные сорта рояльной, морской и кабельной проволоки также шли на оборонные заказы.
– Мы, мальчишки и девчонки 14-16 лет, узнали все тяготы войны, но о них старались не думать, заботясь лишь о том, чтобы чем-то помочь фронту – вспоминает Полина Писарева, ветеран комбината. – После окончания восьмого класса я пошла в школу фабрично-заводского обучения, меня зачислили в группу волочильщиков тонкого волочения. За два месяца до окончания школы ФЗО нам с подругами выделили в цехе станки для самостоятельной работы. Как мы вначале волновались! Конечно, не все сразу было гладко: медленно вели заправку машин, подборку волок для маршрута волочения, однако благодаря нашим мастерам пришел опыт. Мы научились получать хорошую готовую продукцию даже из специальных марок стали, которые осваивались у нас впервые. Руководство не забывало поблагодарить нас за успехи, а мы старались делать порученное еще лучше. Так что День Победы мы встретили с особой радостью, ведь и наш вклад в нее был весом!
В 1943 году по заданию Государственного комитета обороны на металлургическом комбинате было срочно организовано производство зажигательных бомб и головок снарядов для гвардейских минометов «Катюша». Здесь также изготавливали пальцы для танковых гусениц, печки окопные и многое другое.
Вклад белорецкой «Жемчужины» высоко оценивал и Верховный главнокомандующий СССР. Об этом свидетельствует следующий факт, о котором в своих воспоминаниях рассказывает директор БСПКЗ Александр Нодельман: «Дело в том, что во время войны электроснабжение Белорецких заводов осуществлял «Челябэнерго» по линии Магнитогорск-Белорецк. Были случаи, когда в часы максимальной нагрузки по указанию директора Магнитогорского металлургического комбината Григория Носова подачу электроэнергии в Белорецк ограничивали, стараясь в первую очередь обеспечить электроэнергией свое предприятие. Но это не устраивало руководство Белорецких заводов, которое неоднократно обращалось в правительство СССР для решения этой проблемы. Все изменилось после телефонного звонка И.В.Сталина директору ММК, в котором он сказал: «Товарищ Носов, мы в Москве боимся, что «жемчужина» Серго (Орджоникидзе) может потускнеть. Но она нам также важна, как ваш броневой лист. Белорецкий сердечник насквозь пробивает германский броневой лист. Постарайтесь все уладить». После этого случая отключение электроэнергии прекратились.
(На фото Переходящее знамя Гос. комитета обороны «Лучший доменный цех СССР», 1943 год)
Рывок вперед
За годы войны белорецкие предприятия совершили качественный рывок вперед: металлурги освоили выплавку 90 марок легированной высококачественной стали, прокат более 15 марок металла, сталепроволочники – производство десятков видов стальной проволоки и канатов, увеличив выпуск метизной продукции с 32,36 тыс. тонн в 1940 году до 51,115 тыс. тонн в 1945 году. Всего за годы войны объем валовой продукции возрос почти на 50%. Были построены новые цехи: сталепроволочный цех №4, цех легированной проволоки №10, канатный цех №17, гидроэлектростанция и др.
В 1943 году белорецким доменщикам было присуждено переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны и присвоено звание «Лучший доменный цех Советского Союза». В 1945 году Красное Знамя было передано заводу на вечное хранение.
В 1944 году БСПКЗ по итогам всесоюзного соревнования было присуждено первое место и присвоено звание «Лучший метизный завод Советского Союза».
Помимо помощи фронту на своем рабочем месте рабочие заводов Белорецка подписывались на военные займы, которые шли на вооружение Красной Армии, и сдавали деньги на оснащение отдельных воинских подразделений. Также средства были собраны на строительство авиаэскадрильи «Имени 25-летия Башкирии», танковой колонны «Трудовые резервы». Вклад белоречан в фонд обороны получил заслуженную оценку руководства страны.
По мере освобождения страны от немецко-фашистских войск белоречане вносили свой вклад в восстановление освобожденных регионов: на восстановление Ворошиловоградской области рабочие Белорецка внесли 226502 руб., Сталинграда – 31667 руб. Только с ноября 1942 г. по май 1943 г. молодые рабочие Белорецка и Тирляна внесли в фонд обороны более 20 млн руб.
Из шести с половиной тысяч ушедших на фронт металлургов около двух с половиной тысяч не вернулись назад, пав смертью героев. За самоотверженный труд на производстве и проявленный героизм на фронтах войны более 4000 белорецких металлургов были награждены орденами и медалями, а тринадцать из них – удостоены высокого звания героя Советского Союза.
(На фото работа в Мартеновском цеху, БМК)
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности