23.07.2024

Более 25% от всего потребляемого алюминия в стране приходится на строительство

Развитие городской и транспортной инфраструктуры в регионах создаст сильный задел на будущее. Об этом заявил заместитель председателя Алюминиевой Ассоциации, директор по развитию рынков ОК РУСАЛ Евгений Васильев в ходе проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2024». Ключевыми темами форума стали повышение качества жизни граждан, развитие городов, инновационная энергетика, нацпроект «Транспорт» и многие другие.

«При строительстве инфраструктуры не учитывается жизненный цикл объекта и его стоимость владения, тогда как эти параметры могут существенно сэкономить федеральный и региональные бюджеты. Более 75% затрат в общей стоимости владения и эксплуатации зданий и сооружений приходится именно на операционные расходы. Применение более эффективных решений может в целом сократить стоимость жизненного цикла в 1,5-2,5 раза», - отметил Евгений Васильев.

Сегодня в числе главных потребителей алюминиевой продукции – строительство (более 25% от всего потребляемого алюминия в стране). Алюминий применяется практически во всех элементах — начиная со светопрозрачных конструкций, кровли, облицовки фасадов и заканчивая внутренней отделкой и коммуникациями (проводка, вентиляция, отопление и пр.). Возможности применения алюминия в архитектурно-строительной практике, а именно при возведении жилых, общественных и производственных зданий, объектов городской и транспортной инфраструктуры (метро, мостов, транспортно-пересадочных узлов), постоянно расширяются, в том числе благодаря совершенствованию нормативной базы.

Экологические и экономические преимущества алюминия в наибольшей мере очевидны при учете стоимости жизненного цикла и стоимости владения объектов. К примеру, срок службы пешеходных мостов из алюминиевых сплавов составляет более 70 лет, при этом конструкции не требуют особых условий обслуживания, в том числе регулярного окрашивания. За счет легкости конструкции (мосты из алюминиевых сплавов в 2,5-3 раза легче аналогов требуются краны меньшей тоннажности, а скорость монтажа сокращается до нескольких часов. Этот проект Алюминиевой Ассоциации вошел в финал наиболее перспективных решений, поданных на форум «Сильные идеи для нового времени».

Другим направлением развития могут стать быстровозводимые конструкции из алюминиевых сплавов – сегодня это полностью локализованная технология и производственная цепочка, состоящая из отечественных предприятий. Быстровозводимые конструкции используются для строительства павильонов, спортивных комплексов, терминалов аэропортов, фельдшерско-акушерских пунктов, госпиталей и других объектов социального и инфраструктурного значения. При этом срок службы таких объектов может составлять десятки лет, они могут легко монтироваться и демонтироваться при переносе конструкций на другую площадку. По завершении полной эксплуатации конструкций их можно отдать в переработку, тем самым компенсировав часть первоначально затраченных средств. Благодаря свойствам алюминия, включая энергоэффективность, стойкость к разным климатическим условиям, их использование возможно в самых отдаленных местах России, включая Алтай, Сибирь, Дальний Восток и другие регионы. Модульные конструкции из алюминия позволяют вводить проект в эксплуатацию в сжатые сроки. Время, затраченное на строительство, идеально подходит и для определения бизнес-модели нового объекта, например, в сфере туризма можно оценить не только спрос со стороны путешественников на локацию, но и приступить к возврату экономических средств уже с первых месяцев работы проекта.

Евгений Васильев отметил и алюминизацию транспорта – все современные решения: трамваи, вагоны метро, скоростные поезда железных дорог («Ласточка», «Иволга», «Сапсан»), электробусы производятся с использованием алюминиевых материалов. Так, производство современных трамваев переходит от создания алюминиевых интерьеров к полноценному алюминиевому кузову транспортного средства. Это позволяет достичь экономии, в том числе, на снижении нагрузки на пути, и соответственно уменьшить затраты на их обслуживание. Развитие инфраструктуры для электромобилей также станет дополнительным драйвером потребления алюминия. Легкий вес конструкции позволит существенно увеличить протяженность поездки на одном заряде батареи.

«Сегодня алюминиевая отрасль России готова предоставить рынку продукцию, отвечающую самому высокому качеству. Многие из проектов, реализованных российскими предприятиями в регионах страны, затем отправляются и на экспорт, а это главный показатель высокого уровня, достигнутого нашими предприятиями за последние годы. Их поддержка и конкретные шаги для развития спроса внутри страны станут дополнительным драйвером развития научной, технологической и производственной баз на десятилетия вперед», – считает Евгений Васильев.