23.10.2024

Быть на гребне

За девять месяцев число отказов технических средств в вагонном комплексе снизилось на 14% в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года. Результат обеспечила совместная деятельность управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры (ЦВ) и собственников грузовых вагонов.

Начальник ЦВ Роман Хойхин рассказал, что надёжность парка вагонов, выходящих на инфраструктуру ОАО «РЖД», повышается по нескольким направлениям. Выявленные при анализе работы на сети конструктивные недостатки оперативно устраняются вагоностроителями. В текущем году почти 5 тыс. единиц подвижного состава прошли модернизацию, в ходе которой устранены слабые места. По его мнению, важную роль в улучшении работы вагонного комплекса играет взаимодействие с государствами ЕАЭС.

Надёжности и эффективности перевозочному процессу добавляет использование инновационных вагонов, обладающих улучшенными техническими характеристиками, включая увеличенный межремонтный пробег. За три квартала 2024 года их общий парк вырос почти на 1% и достиг 270 тыс. единиц (всего на инфраструктуре общего пользования эксплуатируются более 1,36 млн вагонов). «Наиболее проблемным на сегодняшний момент является вагоноремонтный комплекс», – констатировал Роман Хойхин.

Основная причина отказов техсредств – недоработки в ремонте. После сервисного обслуживания массово выходили из строя и снимались с эксплуатации (отцеплялись от составов) вагонные тележки, проблемным узлом которых стал восстановленный фрикционный клин. ЦВ и собственники подвижного состава приняли консолидированное решение об обязательной установке во время ремонта новых фрикционных клиньев и о запрете использования отремонтированных. Нововведение действует с 1 сентября.

Совершенствуется система допуска подвижного состава на инфраструктуру. Инспекторы контролируют качество ремонта узлов и деталей на вагоноремонтных предприятиях. Только в первом полугодии проверке подверглись более 32 тыс. деталей, почти 30% были забракованы. «В эксплуатации мы сейчас концентрируем внимание на диагностике и выявлении предотказного состояния вагона», – говорит Роман Хойхин.

По всей сети расположены комплексы технических измерений (КТИ), которые определяют параметры гребней и ободьев колёсных пар.

Большая часть отцепок вагонов на инфраструктуре РЖД – в среднем 43% в год – происходит по причине неисправностей колёсных пар из-за износа гребня (70%). Кроме того, требования нормативной документации устанавливают параметр годности вагона под погрузку при толщине гребня не менее 25 мм. Годность определяется на станции погрузки, когда подвижной состав уже прибыл к грузоотправителю. Чтобы гарантированно отправить груз, клиенты делают заявку с запасом, заказывая больше вагонов, чем необходимо. Основываясь на данных КТИ, получаемых у ОАО «РЖД», специалисты АО «ПГК» разработали автоматизированную программу для прогнозного определения износов гребней колёсных пар. Оперируя архивами общих данных, она предсказывает возникновение повышенного износа гребней в определённых условиях эксплуатации, что позволяет вовремя производить отцепку для ремонта, не допускать отправки вагонов с минимально допустимой толщиной колёсного гребня. «1 мм гребня стирается в среднем за 18 тыс. км пути. Программа выдаёт диспетчерам рекомендации о нецелесообразности заадресовки вагонов с гребнем менее 26 мм с Западного полигона на Восточный», – привела пример функциональности директор департамента технической политики АО «ПГК» Вероника Медведева.

Фото: архив. ИД «Гудок»

Источник: ГУДОК