28.11.2024

Дмитрий Мурев (ЦФТО) ожидает в декабре роста погрузки

Чем ближе новый год, тем более странные и удивительные заявления можно услышать от самых разных представителей железнодорожной отрасли (и не только). Например, недавно заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания — филиала ОАО «РЖД» Дмитрий Мурев заявил, что в монополии в декабре ожидают роста погрузки впервые за год. Такой показатель выглядит, конечно, не настолько чудесно, как рост погрузки по итогам года на 0,3% согласно прогнозу социально-экономического развития России на 2025–2027 годы, но всё равно крайне оптимистично и сложно реализуемо. По крайней мере, опрошенные vgudok.com эксперты не видят причин роста погрузки после 10 месяцев её снижения.

Не заметил поводов для оптимизма и глава РЖД Олег Белозёров. Как заявил он на форуме «Транспортная неделя 2024», монополия ожидает снижения погрузки на сети по итогам 2024 года почти на 4%, не меньше. По словам господина Белозёрова, РЖД не добирают 4,2% по грузоперевозкам по итогам 10 месяцев 2024 года по сравнению с 2023 годом. Какой уж тут рост.

При этом по словам г-на Мурева, уже по итогам ноября в ЦФТО ОАО «РЖД» планируют выйти на параметры 99,8 млн тонн грузов, а прогноз по декабрю — 104,5 млн тонн. При выполнении этих нормативов погрузка по итогам года может составить 1190, 9 млн тонн, что на 3,4% ниже показателя 2023 года. В целом, такой итог будет позитивным для компании, но реален ли этот сценарий и с чего бы вдруг погрузка должна вырасти?

На протяжении нескольких последних месяцев 2024 года погрузка на сети ОАО «РЖД» относительно уровня прошлого года сокращается более чем на 6%. Так, в сентябре 2024 года относительно сентября 2023 года погрузка сократилась на 6,3%, в октябре снижение было на уровне 6,2%. В результате по итогам 10 месяцев 2024 года относительно аналогичного периода прошлого года снижение погрузки составило 4,2%.

По словам руководителя аналитических проектов ROLLINGSTOCK Agency Александра Слободяника, на основе последних заявлений ОАО «РЖД» ожидается замедление темпов негативной динамики погрузки в ноябре (до -1,7%) и возможный рост в декабре 2024 года (до +3,8%) относительно уровня 2023 года. По его оценке, на фоне существующих сложностей и проблем в организации перевозочного процесса, прогнозируемые значения кажутся излишне оптимистичны.

«Сокращению негативной динамики в целом может способствовать низкий уровень грузовой базы последних месяцев прошлого года. Однако снижение погрузки в 2023 году относительно уровня 2022 года началось с октября, когда оно составило -3,4%.

Кроме того, усилить отрицательный тренд могут неблагоприятные погодные условия, которые могут быть в последние месяцы текущего года. История не раз показывала, как шторма и заморозки существенно осложняли работу транспортного комплекса в целом», — отметил в беседе с vgudok.com г-н Слободяник.  

Согласен с ним по поводу излишней оптимистичности оценки и заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семёнкин, который напоминает, что погрузка падала на протяжении 10–12 месяцев подряд, а в ноябре, по его словам, упадёт ещё больше из-за тех регуляторных мер, которые вводятся «движенцами».

Кроме того, конъюнктура по углю не очень хорошая, существуют определённые сложности во взаиморасчётах между Россией и Китаем, ставка рефинансирования давит на рынок, что влияет на снижение продаж внутри страны.

«Насколько мне известно, металлурги уже объявили о планах снижения производства своей продукции, конъюнктура сегодня и внутри России, и на экспорт жёстко против РЖД, поэтому с чего у них будет расти погрузка — непонятно. Есть вещи, которые от компании вообще никак не зависят, даже если они улучшат пропускную способность своих железных дорог», — рассказал Vgudok г-н Семёнкин.

По его словам, в декабре будет падение, связанное во многом с новшествами по части управления парком, когда ПС просто не пускают на инфраструктуру, что исключает дальнейшую погрузку. А откуда монополии взять дополнительную грузовую базу, которая всё больше и больше уходит на автотранспорт, совершенно непонятно.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, в свою очередь, напоминает и о таком инструменте, как ДМЗИ, который вместе со всеми перечисленными выше ограничениями делает заявленные объёмы перевозок невозможными. При этом заявки у клиентов действительно есть, но возможности инфраструктуры ограничены.

«Насколько они искусственно ограничены, может оценить только РЖД. Это информация монополией не раскрывается.

Однако в целом ситуация не настолько оптимистическая, как видит её себе ЦФТО», — поделился с Vgudok наблюдениями г-н Иванкин.

Мы не готовы делать ставки на то, каким образом РЖД будут увеличивать в оставшиеся полтора месяца года — в реальности или только на бумаге. Пока больше похоже, что отрасль увидит какую-то новую бюрократическую коллизию.

Источник: VGUDOK