07.06.2024

Дороги без дискриминации

Новые правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (ПНД), утверждённые правительством на прошлой неделе, содержат ряд важных новшеств, приводящих суть документа к практике правоприменения. В итоге предстоит большая работа по донастройке системы на уровне государственных органов и ОАО «РЖД».

Проект новых ПНД разрабатывался Федеральной антимонопольной службой (ФАС) при участии заинтересованных ведомств, ОАО «РЖД», крупнейших грузоотправителей, контейнерных операторов, а также представителей научного сообщества, ассоциаций и объединений. Как утверждают в ФАС, в результате этой работы удалось добиться соблюдения баланса интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок.

Необходимость изменений в ведомстве аргументировали новой экономической ситуацией и перераспределением грузопотоков. Обновлённые ПНД придут на смену временным правилам определения очерёдности перевозок, которые были введены в 2022 году из-за необходимости обеспечить вывоз на восток грузов отправителей, лишившихся после введения антироссийских санкций привычных рынков сбыта в Европе. Эти правила и прежняя редакция ПНД легли в основу нового документа.

Поручения в приоритете

Главное, что отмечают эксперты, – сохранение высокого приоритета грузов, перевозимых на основании отдельных указов, распоряжений и поручений президента. Выше них в списке только грузы, приоритетность которых определена федеральными законами, а также перевозки грузов с целью обеспечения субъектов Федерации, пострадавших от стихийных бедствий или военных действий.

Президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин напоминает, что речь в данном случае идёт о большом грузопотоке. Сейчас в соответствии с распоряжениями президента перевозится главным образом уголь, который поставляется на экспорт из Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тувы, Якутии и Иркутской области. В 2024 году квоты на его вывоз были увеличены на 6% и составляют 99,3 млн тонн. Поэтому, говорит Павел Иванкин, введение новых правил не снимет проблем с дефицитом инфраструктуры.

Четвёртая очередь закреплена за транзитными грузами в объёмах, гарантированных межправительственными соглашениями. Пятая – за грузами, в отношении которых предоставляются субсидии на их перевозку железнодорожным транспортом в случае, если приоритетность таких грузов установлена правилами предоставления субсидии.

Шестой пункт – перевозки грузов во внутригосударственном сообщении. Он, в свою очередь, разбит на подпункты. Здесь приоритет отдаётся грузам, перевозки которых связаны с формированием государственного материального резерва. После них следуют социально значимые грузы, перечень которых определяется правительством. Далее – перевозки для нужд ЖКХ и энергетики (их перечень определяют Минстрой и Минэнерго). За ними – грузы для посевной по списку, который составляет Минсельхоз. Последними следуют грузы, необходимые для функционирования предприятий непрерывного цикла (перечень таких предприятий утверждается правительством по представлению Минэкономики, согласованному с Минпромторгом и ФАС).

Следующие на очереди в основном списке – перевозки экспортных энергетических грузов в специализированном подвижном составе, перевозки контейнерных грузов во внутреннем и международном сообщениях.

Последние места в перечне занимают перевозки иных грузов и экспортных несырьевых товаров, за исключением лесопромышленных.

Донастройка впереди

То, что правила недискриминационного доступа теперь закреплены постановлением правительства, а не внутрикорпоративным документом, – уже плюс, говорит гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его мнению, лучше всего было бы закрепить в ПНД и чёткую очерёдность внутри привилегированной группы грузов, перевозимых в соответствии с указами и распоряжениями главы государства. Однако в текущих условиях сохранение действующего порядка вещей он назвал неизбежным злом.

Новшеств в проекте много относительно ранее действующего постановления, рассказала «Гудку» руководитель рабочей группы по вопросам тарифного регулирования и ценообразования Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Юлия Лощакова.

«Работа над новой редакцией шла достаточно долгое время, с активным участием ОАО «РЖД», грузоотправителей и операторского сообщества. В новой редакции привели в соответствие суть данных правил практике правоприменения. Например, теперь правила применяются также в отношении доступа грузоотправителей к услуге по перевозке, а не только перевозчиков к инфраструктуре», – говорит представитель СОЖТ.

Кроме того, отмечает Юлия Лощакова, разработчики конкретизировали очерёдность перевозок, максимально их детализировав. В то же время появилось много ранее не используемых в железнодорожной отрасли понятий, таких как «социально значимые грузы», «грузы для нужд ЖКХ», «непрерывно действующие организации». Соответственно, существенно возросла роль федеральных органов исполнительной власти по определению списка грузов и предприятий, относимых к той или иной очереди (по списку Минсельхоза России, Минэкономразвития России, Минстроя России, Правительства Российской Федерации и т.д.).

По мнению эксперта, эффективность работы ПНД будет определяться во многом действиями государственных органов, а также технической возможностью реализации прозрачной системы в условиях множественности очередей. Они теперь дифференцируются не только по видам сообщений и по грузам или используемой технологии перевозки (как было раньше), но также по назначению груза (для ЖКХ, для посевной кампании, для строительства) или особенностям грузоотправителя.

«При этом нужно понимать, что большинство грузоотправителей отгружают продукцию по многим адресам, включая те, которые попадут в разные списки и разные очереди. Как будет работать система в целом, когда на возможность отправки товара влияют не только ПНД, но и конкретная загруженность инфраструктуры на соответствующем направлении, сказать пока сложно», – продолжает Юлия Лощакова.

В результате на сегодняшний день трудно дать оценку, как новые ПНД повлияют на бизнес, так как предстоит ещё колоссальная работа по настройке системы на уровне госорганов и ОАО «РЖД», заключает эксперт.

Фото: Максим Каширин. Пресс-служба ОАО «РЖД».

Источник: ГУДОК