04.03.2020

Эксплуатирующие вагоны операторы предпочитают консолидировать вагоны и создавать холдинги

Железнодорожные операторы в условиях падения ставок и усиления конкуренции вырабатывают способы самозащиты. С одной стороны, на рынке активизировалась консолидация, с другой — диверсификация в смежные направления, включая портовую перевалку, трейдинг, производство. Аналитики называют происходящее «естественным процессом» и не ждут падения ставок на рынке до уровня кризисных 2015–2016 годов.

На рынке оперирования подвижным составом продолжается консолидация, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за 2019 год. Во втором полугодии активность в сфере слияний и поглощений усилилась. Самой громкой сделкой стала покупка группой «Дело» «Трансконтейнера» за 60,3 млрд руб.: «Дело», в частности, рассчитывает на синергию бизнеса оператора со своими портовыми активами (см. “Ъ” от 28 ноября 2019 года).

В октябре «Модум-Транс» Артема Чайки (вышел из состава акционеров) и Дмитрия Артякова получил все 25 тыс. вагонов, которые Государственная транспортная лизинговая компания сдавала в лизинг «Восток1520» и «ВМ-Трансу». К концу года «Модум-Транс», консолидировав 77,9 тыс. вагонов, вышел на третье место по парку в управлении. В ноябре была закрыта сделка по покупке Алексеем Тайчером и партнерами оперлизинговой компании «Трансфин-М» (ТФМ) за 32,6 млрд руб., а в декабре ТФМ вошла с 75% в капитал ООО «Атлант», где еще 25% получил ВЭБ.РФ, планирующий постепенно передать «Атланту» около 40 тыс. вагонов (см. “Ъ” от 19 декабря 2019 года). Пока эти вагоны не приняты на баланс, «Атлант» отражен в рейтинге с относительно небольшим парком.

Возглавляет его по-прежнему подконтрольная ОАО РЖД Федеральная грузовая компания, лидирующая по всем позициям, кроме объема перевозок, где уступает Первой грузовой компании Владимира Лисина.

По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в 2019 году в сфере оперирования выявилось несколько трендов. Первый — в условиях волатильности рынка операторы уходят от финансового лизинга, переходят к более гибкому формату операционного. Второй — продолжающаяся консолидация рынка и появление новых крупных игроков, в том числе формирование холдингов с участием операторских компаний, грузовладельцев, стивидорных компаний, банков, например создание СП «СГ-Транса» с СИБУРом НТХК, вхождение ВТБ в капитал ГК РТК (см. “Ъ” от 18 апреля 2019 года), отчасти сделка по покупке Андреем Бокаревым 25% в «Модум-Трансе» (см. “Ъ” от 2 марта), покупка группой «Дело» «Трансконтейнера», создание «Атланта».

Господин Бурмистров отмечает, что типовые вагоны, закупленные по высокой цене на пике рынка в 2018–2019 годах, уже сильно давят на баланс операторов: только лизинговые платежи по ним составляют 1,15–1,3 тыс. руб. в сутки, что превышает ставку оперирования полувагонами, которая в феврале снизилась до 1,2 тыс. руб. Также он отмечает, что на фоне все большей востребованности Восточного полигона усилится поляризация и увеличится разница в ставках между типовым и тяжеловесным парком полувагонов, более 75% которого консолидировано у «Модум-Транса», где теперь с вхождением господина Бокарева заметно представлены интересы «Кузбассразрезугля», и СУЭК.

Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук отмечает, что существуют экономические предпосылки и к увеличению операторами масштабов бизнеса, и к включению оперирования в более комплексные бизнес-структуры. Это нормальное поведение компаний в условиях снижения рентабельности оперирования и увеличения конкуренции, отмечает эксперт. Вместе с тем, по его мнению, ставка не опустится до уровня 2015–2016 годов, в силу того что тогда профицит парка был выше, доля затрат на лизинг в общих затратах операторов была ниже, вагон зарабатывал больше за счет меньшего оборота, а затраты на ремонты и комплектующие были ниже, чем в 2020 году.

Источник: КОММЕРСАНТ