09.08.2023

Электромагнит в помощь ультразвуку

На минувшей неделе на инфраструктуре ОАО «РЖД» впервые в России была применена вихретоковая технология обнаружения поверхностных дефектов рельсового полотна.

Актуальная повестка

О новой технологии сообщили на ежегодном заседании Координационно-технического совета ОАО «РЖД» (КТС) по техническим средствам, технологиям и методам неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава и инфраструктуры, прошедшем в Москве 3 августа.

«Развивая технологии неразрушающего контроля, мы создаём систему, которая позволяет на ранней стадии обнаружить дефекты и не допустить отказов технических средств, способных повлечь грубые нарушения безопасности движения, привести к сбоям в перевозочном процессе», – рассказал «Гудку» председательствующий на заседании заместитель начальника Департамента технической политики Артур Акопян.

«Ежегодно реализуются десятки решений КТС, позволяющих увеличивать пропускную способность и снижать потери от задержки поездов, эксплуатационные расходы за счёт развития средств неразрушающего контроля. Только по итогам прошлогоднего заседания реализовано 23 решения. В 2022-м в рамках выполнения плана научно-технического развития в области неразрушающего контроля выполнено пять ключевых работ, среди которых разработка Концепции развития системы диагностирования, определяющая целевую модель до 2030 года», – заявил ведущий специалист Департамента технической политики Ярослав Климов.


Рельсы ждут сканера

Кроме вопросов нормативного и кадрового обеспечения, развития созданного в прошлом году на базе ВНИИЖТа Центра неразрушающего контроля и технической диагностики КТС рассмотрел несколько технических решений и предложений производителей, в том числе вихретоковый многоканальный дефектоскоп ЭМД-2. Испытания прошли 2 августа на полигоне Московской дороги. Поясним, что вихретоковый контроль – электромагнитный метод дефектоскопии. Прибор создаёт индукционные (вихревые) токи, электромагнитное поле которых рассеивается в местах трещин и других дефектов.

Как рассказал заместитель начальника Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры Сергей Пономарев, вихретоковая технология обнаружения дефектов широко применяется РЖД при диагностике подвижного состава, а в рельсовом хозяйстве такой опыт был первым.

Сканирующее устройство вихретокового дефектоскопа было установлено вместе с ультра-звуковыми преобразователями в составе одной искательной системы на самоходном путеизмерительно-дефектоскопическом комплексе «Север» № 14. «Результаты опытного применения технологии в путевом комплексе обнадёживающие. Однако прибор пока не готов для промышленного использования. Будем работать с производителем, чтобы довести его до необходимых характеристик и применять при неразрушающем контроле рельсового полотна», – говорит Сергей Пономарев.

В распоряжении Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры имеются диагностические комплексы, вагоны-дефектоскопы, дефектоскопные автомотрисы, съёмные средства диагностики, осуществляющие неразрушающий контроль верхнего строения пути. С их помощью в первой половине года проверено более 1 млн км, выявлено более 13 тыс. остродефектных рельсов, каждый из которых мог привести к транспортному происшествию.

Сегодня диагностика пути ведётся с помощью ультразвука. При этом на сети имеются участки, на которых контроль мобильными средствами, идущими на скорости 60 км/ч и более, становится невозможен из-за отклонений в содержании пути, мешающих правильному прохождению ультразвуковых сигналов. Проверять такие отрезки приходится с помощью съёмных средств – дефектоскопных тележек. С целью увеличения возможностей мобильной диагностики и разрабатываются новые методы дефектоскопии, развиваются технологии ультразвукового сканирования рельсового полотна.

Источник: ГУДОК