29 июня 2025 года исполняется 10 лет со дня принятия Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон, Закон). Этот нормативный акт стал важной вехой в развитии национальной системы стандартизации, обеспечив правовую основу единой государственной политики в сфере стандартизации, напрямую влияющую на формирование современной инфраструктуры качества.
Закон сформировал базовые цели и принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, установил участников национальной системы стандартизации, определил четкий перечень документов по стандартизации.
Кроме того, Закон направлен на усиление роли стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, внедрения инновационных технологий.
За прошедшее десятилетие Федеральный закон продемонстрировал свою высокую эффективность в различных отраслях экономики, и особенно — в железнодорожной отрасли, где стандартизация играет ключевую роль в обеспечении безопасности, совместимости, инновационном развитии и повышении экспортного потенциала предприятий промышленности. Благодаря действию Закона выстроен эффективный механизм взаимодействия государства, бизнеса и научного сообщества в процессах разработки и актуализации стандартов.
По состоянию на середину 2015 года фонд железнодорожных стандартов насчитывал 317документов. На сегодняшний день 484 стандарта в области железнодорожного транспорта включены в Федеральный информационный фонд стандартов. В их числе 351 (72,5 %) межгосударственный стандарт (ГОСТ), 133 (27,5 %) национальных стандартов (ГОСТ Р). При этом с 2015 года стандарты не только разрабатывались вновь, но и постоянно обновлялись ранее действующие. Тем самым за десять лет разработано и актуализировано 302 стандарта, что составляет 62,4 % от общего фонда.
Анализ фонда действующих и закрепленных за ТК 045 стандартов показывает, что стандартизация охватывает все объекты железнодорожного машиностроения и направления деятельности железнодорожного транспорта:
- объекты и элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- железнодорожный подвижной состав и его составные части;
- средства и системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи;
- грузовое и пассажирское вагоностроение;
- локомотивостроение и производство тягового подвижного состава;
- специальный подвижной состав;
- услуги железнодорожного транспорта.
На момент принятия Федерального закона в Российской Федерации, как и в других странах Евразийского экономического союза действовали технические регламенты:
- ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»;
- ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»;
- ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».
Перечни стандартов, в результате применения которых обеспечивалось соблюдение требований технических регламентов, в 2015 году насчитывали всего 110 документов (91 ГОСТ, 19 ГОСТ Р). По состоянию на конец июня 2025 года указанные перечни выросли в разы и включают в себя 510 документов (419 ГОСТ, 91 ГОСТ Р), как в области продукции железнодорожного машиностроения и строительства, так и имеющие универсальную область действия применительно для разных отраслей.
Одним из существенных направлений развития стандартизации является использование стандартов, как элемента нормативного регулирования. Закон позволил применять прямые ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации.
Яркий пример применения данного положения Закона – применение ссылок на стандарты в таком основополагающем нормативно-правовом документе для железнодорожной отрасли, как Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250, зарег. в Минюсте России 20 июля 2022 г. № 69324). ПТЭ содержат 248 ссылок на 56 стандартов, в т.ч. на 40 имеющих межгосударственный статус. Ссылки на стандарты позволяют применять стандартизированные:
- термины и определения;
- требования к прочности и динамическим качествам;
- требования к элементам оптическим для световых сигнальных приборов железнодорожного транспорта;
- требования к электросвязи железнодорожной;
- требования системы безопасности труда;
- требования к эргономике;
- габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений;
- требования системы проектной документации для строительства;
- требования ЕСКД и т.д.
Благодаря Федеральному закону стандартизация в Российской Федерации основывается на важном принципе открытости разработки документов национальной системы стандартизации, которая выражается в обеспечении участия в разработке стандартов всех заинтересованных лиц, а также в необходимости достижения консенсуса при разработке национальных стандартов. Консенсус считается достигнутым, если в рамках технического комитета установлено отсутствие разногласий по проекту стандарта у участников его разработки и согласования. Данный принцип является базовым в деятельности технического комитета по стандартизации ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», участниками которого являются основные производители и потребители железнодорожной техники, элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта, научно-исследовательские институты и инжиниринговые организации.
Неукоснительно соблюдая основы, заложенные Федеральным законом, в отрасли за последние десять лет произведено опережающее нормирование, необходимое для реализации проектов беспилотного управления подвижным составом, поэтапного перехода к использованию отечественных инновационных вагонов и тяги с улучшенными технико-экономическими характеристиками, развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на территориях СФО и ДФО и т.д.
В предстоящие годы стандартизация будет играть ключевую роль в реализации национальных проектов, модернизации инфраструктуры и повышении конкурентоспособности российской экономики. Железнодорожная отрасль продолжит внедрение современных стандартов, обеспечивающих безопасность, эффективность и устойчивость транспортной системы страны.
Фото: сайт ОПЖТ
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности