Председатель правительства России Михаил Мишустин назначил на должность главы Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Игоря Коваля. Таким образом, закончился почти полугодовой период неопределённости, начавшийся после увольнения с этого поста заместителя министра транспорта Владимира Токарева.
Как известно, при «позднем Дитрихе» этот чиновник успел полгода посидеть на двух креслах, однако новая министерская «метла» в лице Виталия Савельева отменила решение своего предшественника, и с января 2021 года врио главы ведомства занимал Александр Иванов, замруководителя агентства. Участники рынка тогда шептались, что кадровые пертурбации в Росжелдоре связаны в том числе с общей тенденцией на ослабление влияния Ротенбергов на транспортную инфраструктуру.
Первое, что бросается в глаза при изучении биографии нового начальника Росжелдора, - его молодость. Коваль родился в Краснодаре в 1984 году. Молодость, конечно, сравнительная, но на фоне постепенно стареющих деятелей т.н. Политбюро 2.0. и Коваль, и некоторые его коллеги по чиновничьей тусовке (глава Ростуризма Зарина Догузова и замглавы Минцифры Бэлла Черкесова 1985 года рождения, а новой начальнице Росмолодёжи Ксении Разуваевой вообще 30 лет) смотрятся свежо и юно. Очевидно, что именно возраст сыграл не последнюю роль в назначении. В актуальном политтренде прослеживается попытка своего рода кадрового обновления и ставка на поколение, которое не застало в зрелом возрасте Советский Союз и социалистическую систему.
Также стоить отметить, что к 37 годам Коваль уже имеет учёную степень кандидата экономических наук и ранг действительного государственного советника 3-го класса, что эквивалентно званию майора.
Другой элемент из жизни Игоря Коваля, который также привлекает внимание, - его образование и трудовой бэкграунд. Дело в том, что учился он в Университете Техаса в Эль Пасо (США). С этим же американским высшим учебным заведением связан и год его работы (с 2006 по 2007 гг.) в качестве научного сотрудника кафедры экономики и финансов.
Именно техасский вуз дал Ковалю путёвку в большую трудовую жизнь. В 2003-2004 годах он работал в отделе операций с ценными бумагами в американском инвестбанке Morgan Stanley, а в 2004-2006 годах трудился опять же-таки у американцев, но уже на родине в департаменте портфолио менеджмента ЗАО «Ситибанк Россия».
Судя по всему, такой богатый «ненашенский» опыт работы позволил Ковалю начать карьеру в российских структурах, заточенных на работу с заграницей, в частности, начальником отдела работы с резидентами в управлении по портовым зонам Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, которое тогда подчинялось Министерству экономического развития и торговли РФ. Примечательно, что в то время агентством руководил никто иной, как нынешний глава правительства Михаил Мишустин, поэтому «премьерская» версия о высокопоставленном промоушене карьеры Игоря Коваля напрашивается сама собой.
В 2009 году молодой чиновник перешёл непосредственно в МЭРТ, которое в то время возглавляла Эльвира Набиуллина. К слову сказать, в её биографии значится (правда, этот факт после 2014 года не афишируется), что она является выпускницей профессиональной программы обмена Госдепа США IVLP (International Visitor Leadership Program – Международная Гостевая Лидерская Программа). В Минэке Коваль за три года дослужился от начальника отдела привлечения и сопровождения инвестиций департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства до директора этого департамента, которым он стал уже при другом главе Минэкономразвития - Андрее Белоусове.
Затем в официальном сообщении Белого дома о назначении Коваля зачем-то напускается туман. «В последние несколько лет работал в разных компаниях на руководящих должностях», говорится в правительственном пресс-релизе. В то же время сайт РЖД прямо утверждает, что после МЭР с 2017 года Коваль трудился начальником департамента международного сотрудничества ж/д монополии. С учётом его предыдущего трудового стажа должность что ни на есть для него.
Стоит отметить, что помимо основного места работы на Басманной Коваль успевал развивать и кипучую общественную деятельность. В объединении предпринимателей «Деловая Россия» он не только входил в состав генсовета этой организации, но даже был наделён полномочиями бизнес-посла «Деловой России» в Турецкой Республике. Учитывая особые, хотя и непрямолинейные отношения между Россией и Турцией и президентами двух стран, такая общественная нагрузка многого стоит.
С одной стороны, получается, что Игорь Коваль человек отнюдь не чужой для железных дорог. Вместе с тем, именно возраст и бэкграунд нового начальника Росжелдора может свидетельствовать о том, что роль этого ФОИВа будет сводиться к декоративной роли наблюдателя за битвой подрядных «титанов» РЖД. Впрочем, возможно, что мы не всё знаем в «истории успеха» молодого железнодорожника и у него есть такие «скелеты в шкафу» связей, «патронов» и даже родственников, которые позволяет ему быть не просто пешкой в сложной железнодорожной партии.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности