18.05.2021

Главой Росжелдора назначен Игорь Коваль

Председатель правительства России Михаил Мишустин назначил на должность главы Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Игоря Коваля. Таким образом, закончился почти полугодовой период неопределённости, начавшийся после увольнения с этого поста заместителя министра транспорта Владимира Токарева.

Как известно, при «позднем Дитрихе» этот чиновник успел полгода посидеть на двух креслах, однако новая министерская «метла» в лице Виталия Савельева отменила решение своего предшественника, и с января 2021 года врио главы ведомства занимал Александр Иванов, замруководителя агентства. Участники рынка тогда шептались, что кадровые пертурбации в Росжелдоре связаны в том числе с общей тенденцией на ослабление влияния Ротенбергов на транспортную инфраструктуру.

Первое, что бросается в глаза при изучении биографии нового начальника Росжелдора, - его молодость. Коваль родился в Краснодаре в 1984 году. Молодость, конечно, сравнительная, но на фоне постепенно стареющих деятелей т.н. Политбюро 2.0. и Коваль, и некоторые его коллеги по чиновничьей тусовке (глава Ростуризма Зарина Догузова и замглавы Минцифры Бэлла Черкесова 1985 года рождения, а новой начальнице Росмолодёжи Ксении Разуваевой вообще 30 лет) смотрятся свежо и юно. Очевидно, что именно возраст сыграл не последнюю роль в назначении. В актуальном политтренде прослеживается попытка своего рода кадрового обновления и ставка на поколение, которое не застало в зрелом возрасте Советский Союз и социалистическую систему.

Также стоить отметить, что к 37 годам Коваль уже имеет учёную степень кандидата экономических наук и ранг действительного государственного советника 3-го класса, что эквивалентно званию майора.

Другой элемент из жизни Игоря Коваля, который также привлекает внимание, - его образование и трудовой бэкграунд. Дело в том, что учился он в Университете Техаса в Эль Пасо (США). С этим же американским высшим учебным заведением связан и год его работы (с 2006 по 2007 гг.) в качестве научного сотрудника кафедры экономики и финансов.

Именно техасский вуз дал Ковалю путёвку в большую трудовую жизнь. В 2003-2004 годах он работал в отделе операций с ценными бумагами в американском инвестбанке Morgan Stanley, а в 2004-2006 годах трудился опять же-таки у американцев, но уже на родине в департаменте портфолио менеджмента ЗАО «Ситибанк Россия».

Судя по всему, такой богатый «ненашенский» опыт работы позволил Ковалю начать карьеру в российских структурах, заточенных на работу с заграницей, в частности, начальником отдела работы с резидентами в управлении по портовым зонам Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, которое тогда подчинялось Министерству экономического развития и торговли РФ. Примечательно, что в то время агентством руководил никто иной, как нынешний глава правительства Михаил Мишустин, поэтому «премьерская» версия о высокопоставленном промоушене карьеры Игоря Коваля напрашивается сама собой.  

В 2009 году молодой чиновник перешёл непосредственно в МЭРТ, которое в то время возглавляла Эльвира Набиуллина. К слову сказать, в её биографии значится (правда, этот факт после 2014 года не афишируется), что она является выпускницей профессиональной программы обмена Госдепа США IVLP (International Visitor Leadership Program – Международная Гостевая Лидерская Программа). В Минэке Коваль за три года дослужился от начальника отдела привлечения и сопровождения инвестиций департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства до директора этого департамента, которым он стал уже при другом главе Минэкономразвития - Андрее Белоусове.

Затем в официальном сообщении Белого дома о назначении Коваля зачем-то напускается туман. «В последние несколько лет работал в разных компаниях на руководящих должностях», говорится в правительственном пресс-релизе. В то же время сайт РЖД прямо утверждает, что после МЭР с 2017 года Коваль трудился начальником департамента международного сотрудничества ж/д монополии. С учётом его предыдущего трудового стажа должность что ни на есть для него.

Стоит отметить, что помимо основного места работы на Басманной Коваль успевал развивать и кипучую общественную деятельность. В объединении предпринимателей «Деловая Россия» он не только входил в состав генсовета этой организации, но даже был наделён полномочиями бизнес-посла «Деловой России» в Турецкой Республике. Учитывая особые, хотя и непрямолинейные отношения между Россией и Турцией и президентами двух стран, такая общественная нагрузка многого стоит.

С одной стороны, получается, что Игорь Коваль человек отнюдь не чужой для железных дорог. Вместе с тем, именно возраст и бэкграунд нового начальника Росжелдора может свидетельствовать о том, что роль этого ФОИВа будет сводиться к декоративной роли наблюдателя за битвой подрядных «титанов» РЖД. Впрочем, возможно, что мы не всё знаем в «истории успеха» молодого железнодорожника и у него есть такие «скелеты в шкафу» связей, «патронов» и даже родственников, которые позволяет ему быть не просто пешкой в сложной железнодорожной партии.

Источник: VGUDOK