Интервью с вице-президентом НП «ОПЖТ» А.А.Смыковым
Тематика: ОПЖТ, ГОСТ
11.06.2020

Интервью с вице-президентом НП «ОПЖТ» А.А.Смыковым

В этом году Программа стандартизации НП «ОПЖТ» насчитывает 73 темы, предусматривающие разработку новых и обновление действующих стандартов. О состоянии работ по стандартизации в области железнодорожного транспорта рассказал вице-президент Партнерства, председатель Комитета НП «ОПЖТ» по нормативно-техническому обеспечению и стандартизации Андрей Смыков.

– Насколько действующие в России стандарты на железнодорожную технику соответствуют требованиям времени?

– В области железнодорожного транспорта как в России, так и в других странах Евразийского экономического союза, действуют три технических регламента: «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Они были разработаны в конце 2000-х годов и приняты в 2011 году. Это были три первых технических регламента Таможенного союза.

Для того чтобы производителям было относительно проще исполнять требования регламентов, для каждого из них было сформировано по два перечня стандартов: собственно на саму железнодорожную технику или компоненты инфраструктуры, а также на методы исследований (испытаний) и измерений этой техники. Кроме того, при производстве железнодорожной продукции производители используют, в том числе, технические условия, которые разрабатываются с учетом действующих межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации и являются составной частью конструкторской документации.

Регламенты устанавливают требования безопасности железнодорожной продукции. Стандарты – к её качеству, а технические условия – специфические требования к различным видам продукции.

Теперь к вопросу об актуальности. Можно с уверенностью сказать, что в области железнодорожного транспорта стандартов времён СССР осталось крайне мало. Подавляющее большинство стандартов пересмотрено или разработано с применением лучших российских и мировых практик уже после принятия технических регламентов. За последние десять лет разработаны, в том числе актуализированы, около 340 стандартов межгосударственных и национальных.

– То есть современная база стандартов полностью актуальна?

– Я бы стал говорить в таких категориях. Стандарт – это документ, который разрабатывается при непосредственном участии производителей и потребителей железнодорожной техники, услуг, предоставляемых на железнодорожном транспорте и т.д. Развитие производства требует постоянного обновления действующих нормативов. Международные стандарты ISO, например, в обязательном порядке раз в пять лет подвергаются анализу на предмет своей актуальности. Если признаётся, что стандарт необходимо обновить, ISO принимает в этом направлении соответствующие меры: стандарт или пересматриваю, или разрабатывают его изменения, или отменяют полностью. Поскольку новые технологии и продукты во всех сферах, в том числе и в железнодорожной, разрабатываются постоянно, то и база стандартов тоже постоянно в каких-то определенных частях подвергается пересмотру. Более того, пересматриваются
и технические регламенты.

Сейчас, например, подготовлены изменения всех трёх «железнодорожных» регламентов, потому что действующие уже не в полной мере соответствуют современным технологическим новациям и требованиям как к технике, так и к инфраструктуре.

– Каковы сроки разработки стандартов? Что на них влияет в первую очередь? Почему в отдельных случаях стандарты разрабатываются слишком долго?

– К сожалению, одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся в последнее время, это длительность процесса достижения консенсуса при согласовании и голосовании по окончательным редакциям проектов стандартов.

Главная задача НП «ОПЖТ» – предоставить производителям техники, её потребителям, научному и экспертному сообществу площадку для выработки совместных решений при разработке или обновлении стандартов, площадку для обсуждения, выработки согласованной позиции и оказания техническому комитету по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» экспертной помощи.

Разработка стандарта – это не одноэтапная процедура. Между подготовкой первой редакции проекта стандарта и окончательной разрабатываются «промежуточные» редакции документа, каждая из которых подвергается обсуждению и рассмотрению всеми заинтересованными сторонами, в том числе, организациями-членами ТК 045 и НП «ОПЖТ», куда входят основные эксперты отрасли, представители производителей, государственных органов, ОАО «РЖД», отраслевых институтов и т.д.

В соответствии с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» публичное обсуждение проекта стандарта должно составлять не менее 60 дней. Собрав за это время замечания и предложения, разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта, которая ещё раз поступает на обсуждение организациям-членам ТК 045. Если члены комитета достигают консенсуса по окончательной редакции, то стандарт направляется на издательское редактирование, а затем на утверждение в Росстандарт.

В противном случае окончательная редакция становится промежуточной
и обсуждение уходит на второй цикл. И так до тех пор, пока консенсус не будет достигнут.

В случае если разрабатывается межгосударственный стандарт приплюсуйте ко всему изложенному согласование со странами СНГ, которое также не всегда заканчивается консенсусом с первого раза.

В целом процесс занимает, в среднем, в случае разработки национального стандарта Российской Федерации – два года, межгосударственного стандарта – три года.

Сейчас идёт разговор о том, что этот процесс можно сократить до 11 месяцев.
С одной стороны, если представители отрасли захотят договариваться быстрее,
то это значительно сократит сроки разработки стандартов, но я не уверен в реалистичность такого срока.

Да, совершенно понятно, что прогресс ускоряется, но я бы не стал называть
два-три года катастрофично долгим сроком. Международные стандарты ISO могут разрабатываться и пять лет – процесс согласований там происходит значительно дольше.

– Каким образом режим удаленной работы повлиял на выполнение процедур стандартизации?

– Несмотря на введенный в стране режим самоизоляции, специалисты, занятые в работах по стандартизации, сотрудники секретариата ТК 045, представители организаций-членов НП «ОПЖТ» продолжали свою работу по разработке новых и актуализации действующих стандартов.

Нами было организовано и проведено более десяти совещаний в режиме видеоконференцсвязи, который в какой-то степени облегчил коммуникацию между всеми участниками процесса согласования проектов стандартов.

В совещаниях принимали участие не только специалисты из Москвы, но и коллеги из других регионов страны, а также из Республики Беларусь.

Отдельно хотел бы отметить слаженную работу подкомитетов ТК 045 – ПК 6 «Локомотивы и МВПС» и ПК 7 «Грузовые вагоны», а также специалистов АО «ВНИИЖТ», АО «ВНИКТИ», АО «СГ-транс», АО «ТМХ», ОАО «РЖД»,
ПАО «ПГК», ООО «ВНИЦТТ», ООО «Сименс Мобильность», ООО «Уральские локомотивы», ГО «БЖД», БелГУТ и др.

Всего в рамках работ по стандартизации с апреля по май текущего года разработано около 10 первых редакций проектов стандартов и проведено пять голосований по окончательным редакциям проектов стандартов.

С начала текущего года Росстандартом было утверждено шесть стандартов железнодорожной тематики, еще семь документов будут утверждены к началу июля.

– Каков план работы НП «ОПЖТ» по стандартизации на текущий год?

– В текущем году у нас проводится работа по 73 темам. Это разработка новых стандартов и обновление действующих. Программа стандартизации Партнерства формировалась в 2019 году и сейчас проводится работа с предприятиями-членами НП «ОПЖТ» по организации финансирования ее исполнения.

Источник: ОПЖТ