17 июля 2025 года в г. Астана в гибридном формате состоялось заседание Подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен». В нём приняли участие представители Министерства транспорта, Министерства национальной экономики, Агентства по защите и развитию конкуренции, бизнеса и отраслевых ассоциаций. Обсудили актуальные вопросы развития транспортно-логистической отрасли, по ряду тем состоялся конструктивный обмен мнениями.
В ходе заседания генеральным директором КазАПО Адамбаевой С.М. была представлена информация о реализации в 1-полугодии т.г. мероприятий, включённых в планы работы
Комитета и подкомитета по инициативе операторов вагонов.
Среди ключевых результатов за первое полугодие 2025 года:
- Внесены изменения в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, устанавливающие дифференцированное начисление увеличенного сбора за хранение грузов в зависимости от времени ожидания. Работа проведена по инициативе КазАПО и завершена успешно.
- Защита конкуренции на рынке перевозок. Верховный суд РК подтвердил выводы Агентства по защите и развитию конкуренции о создании неконкурентных условий АО «НК «КТЖ». Речь идёт о конвенционном запрете на подачу порожних вагонов (за исключением отдельных парков) и предоставлении преференций для короткобазных платформ на направлении Китай — САЗ. Эти решения стали важным прецедентом в правоприменительной практике.
- Поддержка операционного бизнеса. Сенатом и Мажилисом Парламента РК одобрены предложения по освобождению от НДС оборотов по экспедированию и операторской деятельности, связанным с международными перевозками, а также применение метода зачёта НДС при импорте товаров, включая железнодорожные вагоны. Ожидается подписание Президентом РК.
- Продление срока службы вагонов. В связи с планируемым введением запрета на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы, на заседании Подкомитета Ассоциация озвучила позицию о необходимости установления переходного периода для полувагонов, чтобы запрет на их продление вступил в силу не ранее 1 января 2027 года.
- Совместная работа с КТЖ и ЦДИП. В этом году проведено два совещания и три рабочих заседания, что способствует выработке совместных решений. Также достигнута договорённость о запуске механизма согласования месячных заявок грузоотправителей через информационные системы КТЖ.
- Международное сотрудничество. Рассмотрен вопрос необходимости отмены приказа МИИР РК от 30.09.2015 №958, который передал функции международного сотрудничества квазигосударственному сектору. МИД РК подтвердил, что такие полномочия должны оставаться у госорганов. НПП направила соответствующее обращение в Минтранс и ожидается получение официального ответа.
В завершение заседания участники подчеркнули важность сохранения конструктивного диалога между государственными органами и бизнесом для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития транспортно-логистической отрасли.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности