15.06.2020

Избыточный вагонный парк давит на сеть ОАО «РЖД» своим профицитом

Россия по состоянию на 1 июня располагает парком в более чем 1182,6 тыс. вагонов. Из них 162 тыс., или 13,6%, – вагоны, относящиеся к инновационному классу. При этом в 2020 году за 5 месяцев построено и введено в эксплуатацию уже 23,6 тыс. вагонов. Из них 12,2 тыс. – инновационные вагоны, 11,4 тыс. – вагоны стандартной конструкции. Средний возраст вагона по всем моделям и родам подвижного состава – 12,3 года, по полувагону средний возраст составляет 8,8 года.

При этом мы видим устойчивую динамику увеличения общего количества парка грузовых вагонов с некоторым изменением родовой структуры этого баланса парка. В прошлом году, притом что построено и введено в эксплуатацию 75,3 тыс. вагонов, исключено по сроку службы 29,6 тыс. вагонов. В этом году по сроку службы выходят, по данным базы информационных систем, 14,2 тыс. вагонов. То есть в принципе все равно даже по балансу производства и списания вагонов мы видим опять следующий шаг по наращиванию объемов парка грузовых вагонов принадлежности РФ.

Сегодня наблюдается избыток вагонов на сети. По данным ЦД и ЦФТО, стоят в ожидании работы около 100 тыс. технически исправных грузовых вагонов.

Еще одна тенденция: операторы не спешат отправлять свои вагоны в плановый ремонт, поскольку не видят загрузки для своего парка. Поэтому мы видим увеличение динамики и нерабочего парка, которому требуется деповской и капитальный ремонт – он вырос с начала текущего года на 12%. Остаток такого парка в деповском ремонте – 23,6 тыс. ед. подвижного состава, а в ожидании капитального ремонта простаивает 6271 вагон. Из этого количества более 20 тыс. вагонов располагается на путях общего и необщего пользования и фактически не едет в ремонт. Мы видим фактически просадку не только рынка операторов, но и вагоноремонтных предприятий. Данная тенденция сохранится и в III квартале текущего года.

При этом общий объем заказов, по прогнозу Минпромторга до конца года составит около 36–40 тыс. грузовых вагонов. По-видимому, лизинговые компании не слишком внимательно прислушивались к прогнозам по спросу и предложению на вагоны. Заказы на вагоностроительных заводах продолжали размещать, несмотря на профицит парка и снижение ставок на предоставление вагонов.

Объем избытка можно обсуждать. Но, согласно расчетам Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», оптимальное для эффективной работы железнодорожного транспорта количество грузовых вагонов составляет 950 тыс. ед., максимум – 1 млн ед.

Михаил Сапетов, начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»

Источник: РЖД-Партнер