Сегодня активно обсуждаются возможные изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ. Среди поправок, которые могут быть добавлены в главный железнодорожный документ, есть те, что касаются взаимодействия владельцев вагонов с владельцами путей необщего пользования. К примеру, в проекте сказано, что если временное размещение вагонов будет осуществляться на железнодорожных путях необщего пользования, то оператор или иной владелец вагонов заключает с владельцем железнодорожных путей необщего пользования договор о временном размещении вагонов. Информация о таком договоре предоставляется владельцу инфраструктуры. Договор не требуется, если оператор или иной владелец вагона является владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обязан обеспечить размещение вагонов по обращению их владельца в соответствии с договором. Повлияет ли внесение обозначенных пунктов в Устав на устройство рабочего процесса владельцев путей необщего пользования и других участников перевозок, в больше степени операторов?
В части владельца путей необщего пользования, в принципе, ничего не меняется. И сегодня временное размещение, так называемый отстой грузовых вагонов, осуществляется на основе договора между владельцем вагона и владельцем путей необщего пользования. Если такой договор есть, то владелец путей необщего пользования должен принять эти вагоны в отстой – это его обязанность. В случае, если путь принадлежит владельцу вагона, то такой договор, по сути, заключать не нужно и так. То есть если резюмировать, тут, в принципе, для нас ничего не меняется.
В целом же все обсуждаемые изменения больше направлены на ужесточение требований к операторам подвижного состава, которые обязывают играть по правилам Российских железных дорог. При этом интересы операторов не всегда учитываются. Те пункты, где говорится о вступлении в СРО, о владении вагонами, реестре и всем остальном, абсолютно не страшные. Самый, наверное, чувствительный для операторов пункт – обязательство заключить договор с Российскими железными дорогами. Если это требование появится официально в законодательстве, то, боюсь, обращения в Федеральную антимонопольную службу, в другие органы, в том числе в суд оператору уже не помогут. То есть все будут играть по правилам Российских железных дорог, которые они будут прописывать в соответствующих договорах.
Автор:Александр Маняхин, исполнительный директор СРО Ассоциации «Промжелдортранс».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности