18.11.2019

Качество, Безопасность, Стратегия и прочие лозунги отрасли

В Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» 15 ноября 2019 г. прошел Круглый стол на тему: «Качество продукции железнодорожного машиностроения». Заседание состоялось в рамках Всероссийского форума, посвященного Всемирному дню качества и Европейской неделе качестве, организованного НП «ОПЖТ» и Всероссийской организацией качества при поддержке АО «Трансмашхолдинг» и АО «Метровагонмаш».

В мероприятии в качестве спикеров приняли участие заместитель начальника Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Бондаренко, начальник управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Крупин, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, координатор IRQB Бернард Кауфман, вице-президент по совершенствованию бизнеса и управлению качеством Сименс Мобилити ГмбХ, председатель IRQB Штефан Зиглер, руководитель Контактного бюро для малого и среднего бизнеса по России Восточного комитета германской экономики Йенс Бёльманн, и.о. начальника отдела новой техники Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Александр Омельченко, и.о. управляющего директора по качеству ООО «ЛокоТех» Дмитрий Сухин, технический директор ООО «СТМ-Сервис» Евгений Григорьев, заместитель директора Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Александр Казаков, заместитель генерального директора АО «ВРК-3» Владимир Шевченко, первый заместитель генерального директора АО «Калугапутьмаш» Сергей Мишланов, главный инженер отделения пути и путевых машин Проектно-конструкторского бюро – филиала ОАО «РЖД» Геннадий Сорокин, генеральный директор АО «Тулажелдормаш» Марат Набиуллин, заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Андрей Кудряшов, заместитель директора по качеству – главный метролог ОАО «ТВЗ» Константин Татарницев, председатель Правления ООО «ФИНЭКС Качество» Антон Воробьёв, представители научных кругов и организаций-членов НП «ОПЖТ».

В заседании приняли участие 112 представителей из 73 организаций, в том числе 7 партнеров из Германии, Республики Казахстан и Украины.

Провел заседание вице-президент НП «ОПЖТ», председатель Комитета НП «ОПЖТ» по качеству, генеральный директор ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский.

В рамках своего вступительного слова президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович коротко доложил об итогах состоявшегося XVII Всероссийского форума качества в г. Мытищи, в рамках которого совместно с Всероссийской организацией качества будет подготовлен итоговый документ и направлен в органы исполнительной власти Российской Федерации. Он подчеркнул, что в соответствии с проверкой исполнения технических регламентов Евразийского экономического союза 70-80% продукции не соответствуют требованиям регламента. «По официальным данным 1 000 000 труб различного диаметра, изымаемых по срокам службы из систем трубопроводов Газпрома, вторично используются в системах водопровода наших городов», – отметил он. Также он акцентировал внимание на реализации программы «регуляторной гильотины», которая направлена не только на отмену устаревших нормативных документов, но и на внедрение инновационных направлений. Валентин Гапанович призвал участников внимательно ознакомиться с Перечнем обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта, пересматриваемым в настоящее время в рамках «регуляторной гильотины». В завершении своего вступительного слова Валентин Гапанович обратился к Бернарду Кауфману с предложением о расширении применения логотипа IRIS в качестве маркировки на продукции железнодорожного машиностроения, изготовливаемой в Российской Федерации и поставляемой на рынки государств-членов ЕАЭС.

В рамках своего доклада президент НП «ОПЖТ» отметил, что неплановый ремонт грузовых электровозов за 2018 год почти равен деповскому, что говорит о низком качестве изготавливаемой продукции. Также он отметил электровоз ЭП20, который является совместным проектом АО «Трансмашхолдинг» и французской компании Alstom. Коэффициент его готовности составляет 0,930, что является европейской нормой и демонстрирует высокие показатели надежности, как и у новых пассажирских вагонов, которые нарабатывают в среднем 650 тыс. км на отказ. В продолжение своего доклада Валентин Гапанович привел пример новых и старых грузовых вагонов, показатели надежности которых отличаются в 2 раза. Также он призвал производителей систем электрической централизации активно заняться вопросом качества производимой ими продукции. В завершении своего доклада он акцентировал внимание участников заседания на том, что НП «ОПЖТ» обратилось в Роскачество с просьбой рассмотреть возможность распространения российского знака качества не только на продукцию питания, но и на продукцию транспортного машиностроения.

Приветствуя собравшихся, Сергей Бондаренко зачитал обращение Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктора Федоровича Басаргина и отметил большой вклад НП «ОПЖТ» в работу по стандартизации в области железнодорожного машиностроения, выработке мер по повышению качества продукции железнодорожного назначения, а также противодействию незаконному обороту контрафактных и нелегитимных образцов такой продукции.

Формирование системы технического регулирования в области железнодорожного машиностроения, по словам Сергея Бондаренко, гарантирует создание надежного барьера, предотвращающего выход на территории России и на всем пространстве Евразийского экономического союза продукции, несоответствующей требованиям безопасности.

В заключение Сергей Бондаренко анонсировал подписание соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и НП «ОПЖТ», которое состоится 21 ноября 2019 г. в рамках Транспортной недели 2019.

Владимир Крупин в своем вступительном слове напомнил собравшимся участникам, что утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в июне 2008 г. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусматривает повышение уровня безопасности и качества продукции железнодорожного машиностроения. Он отметил, что развитие отрасли напрямую зависит от производителей железнодорожного подвижного состава и его комплектующих, которые в последние годы сделали ставку на производство инновационной продукции Эта продукция за счет качества своего исполнения и конкурентного ценообразования выходит на зарубежные рынки и пользуется популярностью не только в Российской Федерации, но и в других государствах. Также Владимир Крупин обратил внимание на большую работу, проводимую техническим комитетом по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт», председателем которого является Валентин Гапанович.

Олег Сеньковский, предваряя выступление Бернарда Кауфмана, проинформировал участников круглого стола о проводимой в настоящее время актуализации действующих и разработке новых СТО ОПЖТ, являющихся методической основой для внедрения стандарта IRIS на предприятиях-членах Партнерства.

Бернард Кауфман рассказал в своем докладе о результатах деятельности рабочей группы 5 «Система менеджмента качества в железнодорожной отрасли» международного технического комитета по стандартизации ISO/TC 269 «Железнодорожный транспорт» и Международного совета по качеству железнодорожных перевозок IRQB.

О практической реализации принципов международного стандарта ISO/TS 22163, а также о преимуществах IRIS и IRQB для компании Siemens, доложил Штефан Зиглер.

С докладом о надежности новых локомотивов Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», а также о системе организации контроля показателей надежности и качества продукции, выступил Александр Омельченко.

Дмитрий Сухин сделал сообщение об инжиниринге качества, исключении ТОП-дефектов, развитии СМК ООО «ЛокоТех-Сервис» и СМБ на заводах АО «Желдорреммаш», а также о перспективных системах контроля качества и автоматизированных барьерных функциях технического контроля.

Далее выступил Евгений Григорьев с докладом об эффективности комплексного анализа в обеспечении заданных параметров надежности локомотива.

Анализ эксплуатации грузовых вагонов на сети железных дорог ОАО «РЖД» стал темой доклада Александра Казакова.

Владимир Шевченко проинформировал участников заседания о качестве железнодорожной продукции, системных проблемах, допускаемых в конструкциях грузовых вагонов, и необходимых корректировках нормативной документации.

Опытом совершенствования качества продукции на АО «Калугапутьмаш» поделился с участниками круглого стола Сергей Мишланов.

Геннадий Сорокин сделал доклад о специальном подвижном составе в путевом хозяйстве и сделал предложения по повышению его качественных характеристик.

О коммуникациях, как об основе повышения качества выпускаемой продукции, рассказал Марат Набиуллин.

Доклад Йенса Бёльманна был посвящен успехам Германии в области экспорта продукции. Немаловажную роль в этом играет высокое качество.

О результатах работы пассажирского комплекса, связанной с повышением надежности технических средств и технологических дисциплин, рассказал Андрей Кудряшов.

О внедрении в ОАО «ТВЗ» автоматизированной системы управления качеством QMS Professional доложил Константин Татарницев.

О стандартизации и автоматизации деятельности по управлению качеством, аудитами и рисками проинформировал участников Круглого стола Антон Воробьев.

Подводя итоги мероприятия, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович поблагодарил собравшихся за активное участие в Круглом столе и попросил всех направить своих предложения в резолютивную часть протокола.

Источник: ОПЖТ