07.03.2023

Как будут выглядеть контейнерные перевозки в будущем

Контейнеризация стала устойчивым трендом развития перевозок. За последние пять лет контейнерные перевозки по железной дороге увеличились вдвое. В прошлом году в контейнерах было перевезено более 6,5 млн ДФЭ. Сегодня нет ограничений по размещению и креплению грузов в контейнерах. Подбор перевозимых грузов определяется специализацией контейнера и его массогабаритными параметрами. Эта работа проводится с соблюдением требований нормативных документов и соответствующих стандартов.

Сергей Шадрин, начальник Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО)

На сегодняшний день нормативно-техническая база практически не содержит ограничений в номенклатурах перевозимых грузов, подбор которых может быть определён специализацией контейнера и его массогабаритными параметрами.

Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждённые Министерством путей сообщения РФ 27 мая 2003 года № ЦМ-943, определяют условия и требования к размещению и креплению грузов в универсальных контейнерах (глава 12).

Комиссией Организации содружества железных дорог (ОСЖД) по транспортному праву разработана Памятка ОСЖД О+Р 401 «Размещение и крепление грузов в крупнотоннажных контейнерах» (утверждена XLIX сессией Совещания министров ОСЖД 15–18 июня 2021 года, положения памятки имеют обязательный характер для РФ), которая предусматривает принципы и способы размещения и крепления грузов в крупнотоннажных контейнерах длиной 20, 30, 40 и 45 футов, отвечающих требованиям стандартов Международной организации по стандартизации.

Также Кодекс практики ИМО/МОТ/ЕЭК ООН по укладке грузов в грузовые транспортные единицы содержит приложение, предоставляющее рекомендации лицам, ответственным за погрузку грузов в крупнотоннажные контейнеры.

В соответствии с документами, регламентирующими размещение и крепление грузов, при необходимости загрузки контейнеров неоднородными грузами более тяжёлые из них размещают в средней части контейнера или равномерно по всей площади пола, более лёгкие – в торцовых частях контейнера или поверх тяжёлых грузов, если это допустимо по условиям сохранности грузов и вместимости контейнера.

Сегодня ОАО «РЖД» сформировало электронную общедоступную базу схем и эскизов для размещения и крепления груза. Данная электронная база размещена в Личном кабинете клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок и насчитывает свыше 95 тыс. способов размещения и крепления грузов. Способы погрузки грузов в крупнотоннажные контейнеры, в количестве порядка 9 тыс., размещены в разделе «Сервисы МТУ/НТУ» Личного кабинета клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок. Дополнительно местные технические условия вместе с распоряжениями ОАО «РЖД» дублируются в общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет.

Размещение и крепление грузов в контейнерах нестандартными (не предусмотренными техническими условиями) способами производятся по отдельно разработанным грузоотправителем схемам погрузки.

Так, главой 12 Технических условий № ЦМ-943 установлены способы размещения и крепления грузов в универсальных крупнотоннажных контейнерах массой брутто до 30,48 тонны. Вместе с тем в связи с непрерывно расширяющимся модельным рядом контейнеров, в том числе специализированных для перевозки сыпучих грузов (как пример, код типоразмера 22B1), поступают обращения от грузоотправителей о порядке использования таких контейнеров для перевозки генеральных грузов. Государственным стандартом (ГОСТ Р 53520-2009) предусмотрена возможность применения крупнотоннажного контейнера, специализированного для перевозки сыпучих грузов, с грузовым пространством ящичного (закрытого) типа с дверным проёмом как универсального контейнера общего назначения. Также ЦФТО совместно с профильным институтом разработан и объявлен временный порядок размещения и крепления грузов в контейнерах повышенной массы брутто до 36 тонн.

Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры

Сегодня в контейнере можно перевозить любые виды грузов. Главным условием остаётся экономическая эффективность транспортировки продукции, где основным фактором служит рациональное использование кубатуры и грузоподъёмности.

При перевозке некоторых видов грузов контейнерами главными параметрами становятся возможность крепления груза, экономическая эффективность его перевозки в контейнере, а именно соотношение пространства и грузоподъёмности тары при транспортировке груза.

Любой вагон или контейнер имеет два показателя – кубатуру и грузоподъёмность. При разработке схемы погрузки всегда ищут баланс между объёмом и грузоподъёмностью, чтобы эти два параметра были по максимуму использованы. В сравнении с разного вида специализированными вагонами грузоподъёмность контейнера ограничена.

Таким образом, именно соотношение этих двух факторов позволяет определить номенклатуру грузов, пригодных к перевозке в контейнере.

В принципе любой груз можно закрепить в контейнере для дальнейшей перевозки. Однако теперь стоит учитывать, в каком виде он будет упакован и целесообразно ли его перевозить в «ящиках». На первый план выходит вопрос стоимости, поскольку некоторые виды груза невыгодно везти в контейнере по причине его низкой грузоподъёмности.

Кирилл Болтаев, генеральный директор ООО «Танк-контейнер ворлд»

Для перевозки опасной химии сегодня используют в том числе и танк-контейнеры. Флекситанки не подходят для транспортировки такой продукции, поскольку материал, из которого они производятся, приходит в негодность при взаимодействии с агрессивными средами.

Танк-контейнер – грузовая тара, используемая для транспортировки жидких и газообразных грузов. Его конструкция представляет собой металлическую колбу зачастую из нержавеющей стали, заключённую в жёсткий каркас. Прочная стальная рама по размерам соответствует ISO-стандарту 20- и 40-футовых контейнеров. Для разных типов грузов (пищевых, химических, опасных, газообразных и других) существуют различные модели контейнеров-цистерн.

Танк-контейнеры мультимодальны – при смене транспорта не требуется перетарка груза, достаточно просто переместить тару с одного транспорта на другой. Технология налива в танк-контейнеры может отличаться от загрузки цистерн. Это зависит от конкретной эстакады на предприятии и типа загружаемой продукции. Грузы в танк-контейнеры могут делиться на верхний и нижний налив. Слив продукта при этом также зависит от типа груза и инфраструктуры у конечного получателя. Погрузка в танк-контейнеры регламентируется технологиями и регламентами налива каждого химического предприятия, а также при отсутствии таковых может быть согласована с технологиями Российского морского регистра судоходства. Стандарты привязаны и соответствуют мировым стандартам перевозки опасной химии в танк-контейнерах.

Александр Сиверцев, директор по контейнерным перевозкам АО «РЖД Логистика»

При перевозке грузов в контейнере необходимо опираться на характеристики груза, учитывать условия транспортировки. Уже на основе этих данных, а также технических условий и местных технических условий следует подбирать тип и характеристики контейнерного оборудования.

Сегодня на рынке есть специализированные контейнеры, дающие возможность перевозить отдельные виды грузов. Например, в рефконтейнерах транспортируют продукцию, требующую особого температурного режима: продукты питания, сырьё для косметической, фармакологической, ветеринарной отраслей, кондитерские изделия. Контейнеры с верхней загрузкой (с верхними загрузочными и разгрузочными люками) позволяют перевозить насыпные грузы, от зерна до угля. В контейнерах можно перевозить и наливные грузы, к примеру масложировую продукцию, сырьё для косметической отрасли или продукцию нефтехимии и многое другое. Для этого используют либо специализированные танк-контейнеры, либо гибкую одноразовую полимерную тару (флекситанки). Она устанавливается в универсальный контейнер и принимает его форму при наполнении.

Технических особенностей размещения сборного груза в контейнере может быть очень много. Основные требования закреплены в соответствующих ТУ и МТУ. Более того, каждая компания самостоятельно разрабатывает технологии и схемы крепления различных грузов. К примеру, в компании «РЖД Логистика» есть опытные специалисты, которые занимаются разработкой чертежей, МТУ, НТУ (непредусмотренные технические условия) и схем крепления груза не только в контейнерах, но и на других типах подвижного состава. Однако есть общие требования, которые содержатся в нормативных документах, утверждённых перевозчиком как нашей страны, так и других государств, если перевозка осуществляется в международном сообщении. Это равномерное распределение груза по всему контейнеру. Груз с высокой удельной массой располагается внизу. Груз должен надёжно фиксироваться и располагаться устойчиво, чтобы не было перемещений в пути и при перегрузке. Важно минимизировать давление на стенки и двери контейнера, чтобы избежать порчи контейнера.

Анна Усачева, директор по логистике ООО «Европак»

Для перевозки наливных и насыпных грузов в контейнере сегодня используются новые технологии. Однако и при их применении необходимо выполнять определённые правила и требования к перевозке.

Сегодня продукцию агропромышленного комплекса также можно перевозить в контейнере, для этого используются флекситанки и вкладыши. Их инсталляция в контейнер – ключевой элемент процесса перевозки номенклатуры грузов АПК. «Европак» уделяет безопасности перевозки большое внимание, которое является ключевым приоритетом компании. По этой причине логистический оператор разработал ряд нормативных документов и инструкций и внимательно следит за соблюдением необходимых регламентов.

Флекситанки и вкладыши в контейнер фиксируются внутри контейнера, с помощью различных средств минимизируется их контакт со всеми поверхностями, включая двери.

Контейнер изнутри всегда укрепляется, чтобы гарантированно погасить возможный гидроудар от жидкости во флекситанке.

После завершения процесса инсталляции организуется заливка флекситанка или засыпка вкладыша в контейнер. Все действия по инсталляции и дальнейшей затарке осуществляются бригадами мастеров «Европак».

Сергей Вавилонский, начальник отдела эксплуатации и ремонта подвижного состава и контейнеров «РЖД Бизнес Актив»

Защита и удобство крепления делают контейнер универсальным способом транспортировки для многих номенклатур грузов. Именно поэтому контейнеризация стала устойчивым трендом развития перевозок и всё чаще заменяет перевозки другими видами подвижного состава.

Крупнотоннажный контейнер является универсальной единицей транспортного оборудования, которое позволяет перевозить грузы широкой номенклатуры – от сыпучих, быстро портящихся, жидких до опасных, тарно-штучных и других видов груза. Основным регламентирующим документом остаются Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах № ЦМ-943, которые утверждены Минтрансом России 27 мая 2003 года.

Если нужно перевезти сборные грузы, вступают в силу общие требования к размещению и креплению грузов в контейнере. Они подробно описывают симметрию размещения, высоту центра тяжести, распределение по площади пола, как размещать неоднородные по весу грузы или грузы с острыми кромками. Например, более тяжёлые грузы помещают в средней части контейнера или равномерно по всей площади пола, а более лёгкие – в торцовых частях или поверх тяжёлых грузов. Одним словом, учитываются все возможные варианты, чтобы обеспечить сохранность.

Схемы размещения грузов в контейнерах регламентируются ТУ № 943. При перевозке особых штучных и негабаритных грузов грузоотправитель может получить в ОАО «РЖД» услугу по расчёту местных технических условий погрузки с учётом технических характеристик груза. Это важно для обеспечения безопасной перевозки.

В целом все правила и ограничения нацелены на гарантию безопасности. Для внутрироссийских перевозок ответственность грузоотправителя определена в рамках Устава железнодорожного транспорта. Если говорить о перевозках в международном сообщении, то порядок и ответственность при размещении и креплении грузов регулирует Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Участниками СМГС являются более 25 стран, что значительно облегчает процесс организации контейнерных перевозок. Положения СМГС подробно описывают правила размещения и крепления для исключения повреждений груза и контейнера при погрузке, перевозке и выгрузке.

Иван Атемасов, генеральный директор АО «Евросиб СПб-транспортные системы»

С появлением новых видов контейнеров барьеров по размещению грузов становится всё меньше. Однако при отправке товаров в контейнере грузоотправитель должен сдать экзамены на знание технических условий погрузки, прописанных в документах.

Сегодня все отправители обязаны осуществлять погрузку контейнеров в строгом соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. При этом грузоотправитель (или лицо, представляющее его интересы на железнодорожном транспорте) обязан сдать ответственному представителю перевозчика (ревизорский аппарат службы грузовой и коммерческой работы) экзамены на знание условий погрузки по соответствующим главам упомянутых технических условий (ТУ).

Технические условия являются по своей сути общей базой схем, наглядно описывающих все утверждённые правила, расчёты размеров крепления и прочие необходимые положения, которые время от времени корректируются сопутствующими телеграммами. В случае когда способ крепления и размещения какого-либо наименования груза предусмотрен настоящими ТУ, но схема конкретного типоразмера груза отсутствует, грузоотправитель согласовывает с перевозчиком соответствующий эскиз, далее проводит загрузку и отправку. Когда способы размещения и крепления грузов не предусмотрены ТУ, грузоотправитель разрабатывает местные технические условия (МТУ), которые утверждаются перевозчиком.

В свою очередь, непредусмотренные технические условия (НТУ) разрабатываются, когда ни в ТУ, ни в МТУ нет схем размещения такого груза либо же на нерегулярные грузоперевозки.

Настоящие ТУ регламентируют погрузку только на 40- и 60-футовые фитинговые платформы. Правил размещения на 80-футовые платформы там не предусмотрено, и погрузка крупнотоннажных контейнеров на такие платформы осуществляется исключительно по заранее утверждённым МТУ. Формирование «библиотеки МТУ и НТУ» находится в сфере интересов грузоотправителя. С появлением новых видов контейнеров барьеров по размещению грузов становится всё меньше. Важно успешно пройти испытания на соударения, тестовые перевозки и прочее тестирование в ходе выполнения необходимых мероприятий по утверждению МТУ и НТУ.

Источник: ГУДОК